ЕГЭ по обществознанию 2015

егэ по обществознаниюХорошее эссе добавит баллы в ЕГЭ по обществознанию 2015

8 июня 2015 года в понедельник выпускники школ сдают обществознание. Этот предмет является одним из самых популярных из всех экзаменов по выбору. Однако объективно учителя школ оценивают знания своих учащихся довольно низко. В чём состоит особенность обществознания как школьного предмета? Обществознание изучается в школе с 6 класса. И состоит на первый взгляд из элементарных тем: «Человек как личность», «Семья», «Школа», «Труд», «Родина». Уроки воспринимаются детьми как беседы на классном часе: учитель рассказал новую тему, её обсудили, написали тесты… и благополучно забыли. Школьные учебники 6-9 классов построены в основном на примерах из жизни. К ЕГЭ по обществознанию 2015 по ним не подготовиться.

В 10-11 классах учебники загружены терминологией, сложным стилем изложения. Приведённые примеры взяты в основном из современной политической и исторической жизни России. Если ученик никогда не интересовался историей и не знает основных этапов исторического развития страны, усвоить материал обществознания ему очень сложно. Тем более его воспроизвести. Проблемы с «начитанностью» российских школьников и студентов учреждений высшего образования обсуждаются на уровне Президента РФ. Учащиеся 10-11 классов зачастую не читают, не смотрят новостных передач, не интересуются современными тенденциями развития общества. Они, возможно, знают общие вопросы, но связать их с теоретической базой при подготовке к экзамену не умеют.

Этими причинами обусловлены проблемы с написанием эссе. Последним 36-м заданием в ЕГЭ по обществознанию 2015 выпускнику предлагается на выбор пять высказываний известных мыслителей, публицистов или научных деятелей из разных областей обществоведческих наук: философии, экономики, социологии и социальной психологии, политологии и правоведения. Одно из них, по мнению разработчиков заданий, должно вдохновить экзаменующегося на написание эссе.

Эссе – это творческая работа. Она обязательно даст дополнительные баллы к результатам экзамена, если будут выполнены следующие условия:

  1. Выбирать высказывание надо по следующим основаниям: его тема должна затронуть эмоции одиннадцатиклассника, тогда легче будет высказать свои впечатления.
  2. Стоит показать свои знания об авторе высказывания. Например: Л.Н. Толстой – просветитель, публицист, религиозный мыслитель. Или И.В. Гёте – немецкий просветитель, государственный деятель, мыслитель, естествоиспытатель.
  3. Правильно определить общественную проблему, который поднимает автор высказывания. Вот некоторые примеры: «Под кучей денег может быть погребена человеческая душа» -американским писателем Н. Готорном затрагивается проблема безнравственности человека. «Деньги – мерило всех вещей, в торгу обращающихся» — русский писатель Н. Радищев поднимает проблему денег как меры стоимости абсолютно всех вещей.
  4. Доказать, что поднятая проблема актуальна в современном обществе.
  5. Высказать к ней собственное отношение.
  6. В следующем абзаце важно охарактеризовать поднятую проблему с точки зрения теоретических обществоведческих знаний. Привести в идеале 2 примера из исторических или современных событий.
  7. В последней части эссе надо попытаться изложить свой взгляд к способам решения данной проблемы.

В последнее время при рассмотрении кандидата на вакантную должность некоторые работодатели стали практиковать идею написания соискателем эссе. По их мнению, это мини-сочинение поможет оценить личность будущего сотрудника, его мировоззрение и чувства. Поэтому умение излагать свои мысли на бумаге обязательно пригодится в будущем.