«Проект 5-100»: доля иностранных преподавателей повысит рейтинг университета

проект 5100В конкурентной борьбе за право занять лидирующие рейтинговые позиции в рамках «Проекта 5-100» российские вузы изыскивают возможности, позволяющие увеличить долю преподавателей из числа иностранных специалистов. В 2014 году в пятнадцати ведущих университетов страны трудилось 650 педагогов из дальнего зарубежья. Сегодня эта цифра увеличилась в два раза. В настоящее время основным трендом высшего образования считается интернационализация, которая становится процессом международного сближения учреждений образования в сфере способов и целей его предоставления. Наличие иностранных педагогов является важным фактором, способствующим запуску и последующей реализации процесса интернационализации.

Что могут дать иностранные педагоги? По словам Михаила Антонова, руководителя проектного офиса Проект 5100, привлечение иностранного опыта, несомненно, обогатит всю образовательную систему университета, реализует его научный потенциал, увеличит объём совместной научной работы учреждения. С другой стороны, иностранный специалист, работающий в ведущем образовательном учреждении России, сможет принять непосредственное участие в разработке интересных исследовательских проектов на мировом уровне, а также существенно повысить карьерную ступень.

Эксперты отмечают, что большую часть среди привлечённых к работе в отечественных вузах педагогов-иностранцев, составляют как раз российские специалисты, которые в своё время покинули страну и обосновались за рубежом. На первый взгляд, это достаточно удобно для партнёров: отсутствует языковой барьер, сохраняется традиция в преподавании, требования к уровню заработной платы тоже не столь высоки. Однако, есть и отрицательная сторона такого подхода. Среди вернувшихся в Россию преподавателей, могут быть не очень удачливые педагоги, которые не смогли адаптироваться за рубежом. Приглашаемый преподаватель должен быть, прежде всего специалистом высокого уровня, способным модернизировать своё направление обучения, внедрять новые идеи, и, конечно, стремиться к собственному повышению квалификации в условиях работы в современных российских реалиях.

Санкт-Петербургский политехнический университет гордится тем, что его лабораторией биоинформатики руководит профессор мюнхенского Технического университета Дмитрий Фришман. За несколько лет работы в вузе совместно с зарубежными коллегами он сумел создать шесть лабораторий. В команде с Дмитрием Фришмном работает Сергей Михайлов, профессор швейцарского Университета прикладных наук, Борис Чичков, из Университета Лейбница, Глеб Сухоруков, преподаватель Лондонского университета королевы Марии. Это далеко не полный перечень зарубежных учёных с мировым именем, готовых внести посильный вклад в российскую науку.

Привлечение иностранных педагогов в рамках процесса интернационализации особенно необходимо для технических вузов, где всякая прикладная дисциплина основана не столько на академических знаниях, сколько на технологическом опыте. Причём, чем выше его уровень, тем значительнее эффект от преподавания. Студенты лингвистических направлений обучения, безусловно, получат высокий результат от общения с педагогом — носителем иностранного языка, способного передать тончайшие нюансы воспроизведения слов и общего произношения. Любое общение с лучшим представителем зарубежной культуры на высоком образовательном уровне, даёт для заинтересованного студента большой шанс, позволяющий стать частью глобального образования.