Борьба вузов за обучение иностранных студентов обостряется

борьба за обучениеВ рамках мониторинга эффективности работы российского вуза Рособрнадзор включил показатель уровня экспорта образовательных услуг. Он определяется просто: по числу получающих образование в университете зарубежных студентов, и свидетельствует об уровне интеграции всего государства в мировое сообщество. В России данная работа ведётся с переменным успехом 150 лет с 1865 года. Сегодня Правительство РФ вновь признало необходимость увеличения количества иностранных студентов для получения российского высшего образования.

Тенденция к расширению экспорта образования происходит во всех странах. Наиболее перспективный опыт среди других национальных практик наработан университетами Канады, которые завоевали большую популярность среди студентов из Китая и стран АТР в то время, как российские вузы теряют эту категорию абитуриентов. Положительный результат Канады в данном виде деятельности был достигнут благодаря системному подходу к решению проблемы обучения иностранных студентов.

Канадским бюро по международному образованию было проведено маркетинговое исследование, направленное на изучение опыта канадских образовательных учреждений (школ) за рубежом. Китайские и вьетнамские учащиеся, которые получили у себя в стране образование в стенах канадских школ, становятся потенциальными кандидатами на зачисление в любой университет Канады. Они подтверждают высокий уровень владения английским и французским языками. Их знания формировались учебными курсами, разработанными канадскими педагогами.

В мировом сообществе наблюдается процесс ужесточения конкурентной борьбы за обучение иностранных студентов. Пока российские вузы пытаются лихорадочно проводить малоэффективные рекламные кампании, их зарубежные коллеги уверено уходят вперёд в решении вопроса экспорта высшего образования. В том числе за счёт рекомендаций Канадского бюро по международному образованию, небесполезными в российских реалиях.

  1. Основным контингентом, которые представляют интерес для университетов Канады , являются студенты зарубежных школ. В процессе обучения у них закладывается высокий уровень кросс-культурных компетенций. Их образование значительно расширяется за счёт инновационный учебных программ, деятельности группы продлённого дня, туристических поездок и академического обмена. Таким образом, учащиеся максимально погружаются в среду страны, осуществляющей образовательные услуги.
  2. Важное значение имеет профессиональная подготовка персонала зарубежных школ, в задачу которого входит обязанность рекрутинга иностранных студентов. Кроме того, правительство Канады разрабатывает систему льгот, состоящую из упрощённой сертификации сотрудников, дополнительных отпусков, пенсионных надбавок.
  3. Вуз должен решить немаловажную задачу — обеспечить узнаваемость своего бренда за рубежом. Это происходит за счёт осуществления совместной научно-исследовательской и образовательной деятельности с зарубежными партнёрами. Положительный результат данной работы достигается путём проведения общих семинаров, стажировок, курсов повышения квалификации различного вида специализированных тренингов.
  4. Страна обучения должна ассоциироваться в представлении потенциальных студентов с комфортной средой проживания, с высоким уровнем личной безопасности и защищённости, с дружелюбной миграционной политикой.

Высокого уровня экспорта образовательных услуг можно добиться за счёт многолетней целенаправленной работы совместно государственными структурами. Достигнутый эффект будет прямо пропорционален от вложенных затрат. Канада решает этот вопрос с помощью создания сети зарубежных школ, которые берут на себя функцию подготовки будущих студентов к обучению на собственной территории.