Высшее образование выведет страну из экономического кризиса

высшее образование25 сентября 2015 года Российский новый университет стал организатором международного научно-практического семинара «Развитие высшего образования как фактор преодоления экономического кризиса». Партнёрами РосНОУ стала Европейская ассоциация высшего образования (EURASHE) и Региональный открытый социальный институт.

Тема семинара является актуальной не только для современных российских условий. Кризисные явления свойственны любому государству, независимо от внутренних экономических условий. Участники мероприятия затронули проблему эффективных управленческих решений в сфере высшего образования в период спада экономики, обсудили пути создания плодотворной системы взаимодействия университетов и бизнес-структур, высказались о способах формирования квалификационных показателей к управленческому составу вузов.

Владимир Зернов, председатель Ассоциации негосударственных вузов России, много говорил об эффективности системы образования. По его мнению, достижение высоких результатов обучения способно «вытянуть всю цепь инновационного развития». Владимир Алексеевич приводит в пример эффективность деятельности негосударственных вузов, расходы которых на один патент в 3-4 раза меньше, чем у бюджетных учреждений. Государство выделяет достаточное количество средств, однако, эффективность их использования остаётся под вопросом.

В 2008 году Центр проблемного анализа и государственно-управленческого проектирования издал монографию коллектива авторов во главе с В.И Якуниным. В работе «Образование как фактор экономического развития» предлагается рассмотреть принципиально новый подход к системе образования, который состоит в реализации квалификационных потенциалов трудоспособного населения страны. Это приведёт к созданию инновационно ориентированных кадров, способных долгое время удерживать экономику в устойчивом состоянии.

Участники Международной научной встречи пришли к схожему способу решения проблемы. Нельзя сокращать образовательные ресурсы в условиях экономического кризиса в связи с сокращением бюджета. Негативные последствия этого шага скажутся незамедлительно. Снижение образовательного ценза населения страны – не позволит выйти государству на новый экономический уровень развития. В сложившейся ситуации необходимо делать упор на увеличение знаниевого уровня. Совершенным механизмом, который сможет непрерывно обеспечивать экономику страны специалистами высокого уровня является система повышения квалификации и переподготовки кадров.

В настоящее время эта инфраструктура как единая управленческая система в России не существует. Однако, на Западе ещё в начале 80-х годов прошлого века была формулирования стратегия непрерывного образования: «Обучение в течение всей жизни». Государство всячески стимулирует стремление специалиста обновлять или менять свою квалификацию. У него есть возможность воспользоваться льготными займами, грантами, субсидиями, налоговыми льготами. В ряде случаев государство берёт на себя обязанность по оплате краткосрочных курсов.

Среди выступавших присутствовал Сергей Кравцов, глава Рособрадзора. Главной темой его доклада стал вопрос качества работы преподавательского состава российских вузов. Он напомнил, что для выпускников бакалавриата в настоящее время разрабатывается своя система единого экзамена. В этом году она была уже апробирована в ряде вузов и показала неплохие результаты обученности выпускников. Однако, эксперимент выявил и некоторые недостатки. Рособрнадзор сейчас вносит коррективы в материалы по итогам проведённой работы.