Массовые открытые онлайн-курсы набирают обороты

массовые он-лайн курсыВысшая американская школа, представленная двумя ведущими университетами страны, опубликовала последнее исследование Массовых Открытых Онлайн-курсов (МООС), которое было проведено на основе достижений 1,7 миллиона слушателей.

Ещё до недавнего времени массовые виртуальные университеты вызывали скептическую оценку отечественных экспертов в области системы образования. В 2014 году Великобритания и Норвегия на официальном уровне выразили озабоченность низкими результатами обучения МООС. По их инициативе была создана Международная комиссия, которая должна была провести стратегический анализ сложившейся ситуации и сформулировать федеральные рекомендации для создателей курсов и учреждений высшего образования, поставляющие информационно-образовательный контент.

В 2015 году к исследованию подключились Массачусетский технологический институт (МТИ) и Гарвардский университет. Они собрали информацию о 1,7 миллиона пользователей, которые записались на 68 курсов МТИ (MITx) и Гарварда (HarvardX). Электронные площадки (edX) работали полтора года: с осени 2012 до лета 2014 года.

Полученные результаты союз Гарвард-МТИ сравнивал с предыдущими данными, собранными в период 2012-2013 гг. Преподаватели стремились выяснить следующие вопросы: насколько изменились за 1 год весьма скромные показатели завершаемости на фоне высоких показателей первичной регистрации. Нужно ли престижным университетам и в дальнейшем применять практику предоставления бесплатного виртуального образования как одну из форм дистанционного обучения. Какие студенты составляют ядро слушателей курсов виртуального университета.

В итоге проведённой кропотливой работы выяснилось следующее.

  1. Количество студентов МООС продолжает стабильно расти. Все 68 курсов MITx и HarvardX стабильно работали 790 дней. За это время занятия посетили 1 млн 738 тыс. человек. Что составило в среднем 2200 слушателей в день. Университеты практикуют повторный запуск электронных курсов. Число посетителей курсов-дублёров снижается. Однако, изменившиеся условия, например, возможность получения сертификата, наоборот, могут привлечь большее количество участников, чем в первый раз.
  2. Слушателей МООС можно разделить на две категории. К первой группе относятся посетители, которые намерены получить сертификат. Согласно анализу МТИ и Гарварда из этой категории студентов действительно его получили только 50%. Ко второй группе относятся так называемые вольные слушатели, заявившие в опросе, что сертификат им не нужен. Однако и эта категория имеет положительные результаты обучения — 8% студентов заработали сертификат, не планируя для себя такой итог обучения. Среди студентов, которые заплатили за курсы, число владельцев сертификата выросло на 5%.
  3. Альянс МТИ-Гарвард проанализировал направления обучения: компьютерные, гуманитарные, социально-экономические науки. Компьютерные курсы привлекают большее число слушателей. Однако, количество студентов, прошедших обучение до конца в два раза меньше тех слушателей, которые завершили занятия по социально-экономическим и гуманитарным дисциплинам. Поведение пользователей МООС во многом зависит от направления курса. Большое значение приобретают особенности и условия преподавания.

На основании проведённого исследования Международной комиссией был сделан вывод о том, что получение сертификата не должно быть самоцелью студента. Главная задача электронной образовательной площадки заключается в передаче разнообразного педагогического опыта. Таким образом, возникает тесная связь между университетскими аудиториями и виртуальной системой обучения. Решается проблема самообразования, благодаря которой молодой специалист владеет и умеет применять на практике современную научную информацию.