Инновации 2015 года в современной системе образования

trendiМеждународная ассоциация Educause, представляющая инновационные разработки в области образования, представила аналитический отчёт совместно с фондом New Media Consortium, в котором были определены главные тренды информационных образовательных технологий 2015 года. По мнению экспертов Educause, эти разработки станут основными обучающими продуктами, применяемые в современной системе образования.

Первое очевидное изменение касается области культуры инноваций. Значительная часть российских учреждений высшего образования перестроила свою деятельность в соответствии с теми возможностями, которые предоставляют новые технологии. Передовые университеты выходят на прямое сотрудничество с бизнесом и активно внедряют удачный опыт стартапов (проектов, реализуемых в условиях высокой неопределённости). Вузы апробируют новые программные технологии в качестве катализатора, направленного на интенсификацию учебного процесса.

Следующая трансформация образовательного процесса связана с расширением сотрудничества с организациями. Учебные учреждения выходят на контакт друг с другом, чтобы договориться о взаимодействии на выгодных для обеих сторон условиях. Это касается соглашений о совместном использовании образовательных технологий, о доступе к актуальной информации и обучающему контенту. Создаются межсетевые ресурсы, на которых публикуются конспекты лекций, методические рекомендации, обучающие курсы, программы дистанционного обучения, исследовательские проекты. Обмен профессиональным опытом осуществляется высокими темпами.

 Изменение роли оценки результатов обучения является, по мнению Educause, третьим трендом образования. На смену традиционной пятибалльной системе оценивания успеваемости приходит мониторинг индивидуальных образовательных результатов. На основе его показателей осуществляется корректировка индивидуального образовательного плана. Показатель успеваемости смещается с итоговых оценок на промежуточные результаты, которые становятся определяющими для выстраивания стратегии обучения.

Отличительным признаком современной системы образования является широкое распространение в сети бесплатных образовательных ресурсов. Преподаватель вузов и школьные педагоги активно делятся практическим опытом, выкладывая в открытый доступ образовательные материалы. Кроме этого, активно работают бесплатные обучающие онлайн-платформы. Предлагаемые учебные курсы помогают наверстать упущенные знания, сменить квалификацию, повысить образовательный уровень.

Эксперты Educause считают пятым образовательным трендом 2015 года продвижение смешанного обучения. Онлайн-обучение изменило практику образования офлайн. В университетах и старших классах общеобразовательных школ всё чаще применяется модель перевёрнутого класса, по-разному проявляются формы смешанного обучения. Учащиеся знакомятся с теоретическими знаниями за пределами аудитории и пытаются выполнить первые закрепляющие упражнения. На последующем занятии с преподавателями выясняются пробелы в знаниях и отрабатываются полученные навыки.

Последней передовой образовательной технологией, по мнению Educause, являются изменения пространства учебных кабинетов. Это связано с условиями обучения в новом формате. Студенты работают с портативными устройствами, осуществляют взаимодействие друг с другом. При этом преподавателю комфортнее располагаться в центре аудитории. Традиционная доска используется всё реже. Ей на смену приходит персональный экран компьютера.

На первый взгляд эти изменения не оказывают существенного влияния на результаты обучения, однако их появление свидетельствует о факте наличия в системе образования динамических процессов, обусловленных появлением инновационных электронных технологий.