Школы менеджеров: антикризисное обучение

mba antikrizisОтечественные бизнес-школы уже испытали в этом году падение наборов слушателей на МВА на 10-15%. Экономические прогнозы на следующий 2016 год нельзя назвать оптимистичными. Деятельность данной образовательной отрасли должна быть регламентирована антикризисными мерами. По мнению Юрия Тазова, президента Российской Лиги МВА, ситуацию не стоит определять как катастрофичную. Для того чтобы выжить, услуги бизнес-школы должны оставаться востребованными для бизнеса.

Согласно опросам слушателей специализированных курсов повышения квалификации и выпускников МВА, менеджеры, которые осваивали деятельность бизнес-структур в условиях стабильной финансовой ситуации, оказались неготовыми к решению вопросов, возникающих в сложных экономических реалиях. Таким образом, умение выпускников решать бизнес-задачи «в условиях высокой неопределённости» на сегодняшний день становится неактуальным.

Российские школы менеджеров с организацией обучения бизнесу справляются «на отлично». Но они не освоили механизм мониторинга знаний слушателей. Следовательно, отсутствуют данные, на основе которых можно проанализировать итоги работы и создать новые образовательные программы с поправками относительно возникшей рыночной ситуации.

Стандартный курс обучения МВА составляет около 20 месяцев. За это время обучающийся должен получить знания по основной программе подготовки core courses, прослушать сопутствующие элективные курсы electives зачастую с помощью дистанционного обучения, а также пройти зарубежную стажировку и защитить дипломный проект. По мнению методистов, этого вполне достаточно, чтобы сформировать у менеджеров все необходимые компетенции, позволяющие успешно вести бизнес. В рекламных проспектах приводится даже перечень приобретённых навыков. Однако, никто не определял, каким образом полученные знания делают «усилено переподготовленного» менеджера успешным бизнесменом.

Представители Российской Лиги МВА считают, что школы бизнеса должны генерировать новое поколение «думающих» менеджеров. Юрий Тазов предлагает следующий портрет «кризисного» выпускника школы менеджеров: он обладает способностями к оперированию в междисциплинарной среде, решает задачи с использованием разных подходов и моделей, обладает развитым предпринимательским мышлением в совокупности с гуманистическим сознанием.

Последний фактор является приоритетным в бизнес-школе версии 2.015. Процесс гуманизации предпринимательства — неизбежное явление, которое основано в бизнес-деятельности в соответствии с потребностями общества и его месте в общей иерархии человеческих ценностей. Бизнес-школа IEDC уже давно включила в программу МВА прослушивание музыкальных произведений, знакомство с творчеством художников, ознакомление со свидетельствами очевидцев политических и военных событий истории. Эти занятия не просто расширяют кругозор менеджеров, а формируют у слушателя новое мышление, позволяющее стать более открытыми людьми, способными гораздо точнее анализировать, отражать и оценивать происходящие события.

Российские школы МВА не до конца отработали способы укрепления связи с бизнесом. Слушатель зарубежных курсов бизнес-образования вовлекается в практическую предпринимательскую деятельность, принимает участие в научных исследовательских работах. Юрий Тазов считает, что в бизнес-школах необходимо создавать предметные кафедры крупных компаний. Это позволит приобщить обучающихся менеджеров к отраслевой практике, приобретая навыки инновационных технологических процессов в производстве, логистике или инжиниринге.

Таким образом, бизнес-школы нуждаются в разработке новых программ развития, применение которых поможет сохранить престижность степени МВА для её обладателя.