Дистанционные технологии снижают стоимость обучения в коммерческих вузах

kommercheskie vuziВ условиях экономического кризиса учреждения образования испытывают большие финансовые трудности. Если государственные образовательные организации вправе рассчитывать на поддержку бюджета всех уровней, то коммерческим вузам приходится выкручиваться самостоятельно.

Несмотря на то, что более 60% всех студентов получают образование в российских коммерческих университетах, вся антикризисная стратегия, разрабатываемая правительством, направлена для оказания помощи государственным вузам. При этом правительственные структуры игнорируют интересы около 1,5 млн студентов. Какую помощь может предложить правительство РФ коммерческим учреждениям высшего образования? И вправе ли оно это делать? В 2008 году комитет по образованию Государственной думы уже обращался к этой теме.

Однако ситуация в кризисный 2015 год ничуть не улучшилась. Можно с уверенностью сказать, что коммерческие образовательные учреждения испытывают небывалое давление государственных властных структур. Прежде всего, СМИ откровенно высказывают заявления о несостоятельности образовательного процесса в подавляющем большинстве внебюджетного сектора высшего образования. Анализируя негативные результаты проверок Рособрнадзора и Минобразнауки, упор делается на платное образование. Хотя, бюджетные учреждения допускают тоже достаточное количество нарушений.

 В этом году, на фоне повышения платы за обучение, среди общественности превалирует мнение о том, что её размер не может быть ниже 60 тыс. рублей. Следовательно, те коммерческие вузы, в которые предлагают свои услуги за пределом данного порога, должны насторожить потенциальных абитуриентов. Этот тезис на канале ОРТ в последнюю неделю июля прозвучал голословно, он не был подкреплён официальными расчётами. Таким образом, не принимается во внимание тот факт, что технологии дистанционного обучения значительно снижают общую стоимость образовательных услуг. Занятия в режиме онлайн именно по этой причине получили большое распространение. Если правильно подобрано программное обеспечение и преподаватели предъявляют повышенные требования к студентам, то результат обучения, особенно на гуманитарных направлениях не вызывает нареканий. Даже в том случае, если его стоимость не превышает 40 тыс. рублей в год.

Нельзя забывать, что коммерциализация высшего образования является альтернативой обучению за счёт государства. Конечно, есть учреждения, в которых вопрос качества обучения вообще не стоит на повестке дня. Однако вузы с низким рейтингом имеются как среди бюджетных учреждений, так и среди коммерческих университетов. В 2008 году прозвучал вопрос: если негосударственные аккредитованные университеты выполняют такой же социальный заказ на образовательные услуги, платят налоги, то почему они не могут рассчитывать на поддержку правительства? Потому что это противоречит главному финансовому закону страны — Бюджетному кодексу.

Коммерческое образование относится к частному сектору экономики страны, который обеспечивает 85% ВВП. Во всех странах с рыночной экономикой частные предприятия в силу сложившихся неблагоприятных финансовых ситуаций находят поддержку у государства. Достаточно вспомнить примеры фермерских хозяйств в аграрном секторе, частные банки в финансовой сфере, крупные логистические компании в транспортной отрасли. Негосударственные вузы играют важнейшую роль в высшей ступени российского образования. Они взяли на себя обучение большинства российских студентов, которые вправе рассчитывать, что судьба их университета не безразлична для образовательной системы страны.