Поступить в военный вуз

военный вузДевушки, которые смогли поступить в военный вуз, испытывают высокие эмоциональные нагрузки

5 июля 2015 года телевизионный канал ОРТ выпустил в эфир репортаж о девушках, желающих поступить в военный вуз. Конкурс в военное училище всегда существовал, даже в те годы, когда престиж вооружённых сил РФ был очень низким. Но в последние годы ситуация изменилась кардинально. Стать курсантом стало сложнее, чем студентом МГУ. По сведениям корреспондента, в 2014 году конкурс в Военно-Медицинскую академию им. С.М. Кирова, в том числе для девушек, составил 35 человек. В Военно-космической академии им. А.Ф. Можайского количество претенденток достигло 50 человек на место.

Встретить женщину в армии можно было и раньше. Но продвинуться по службе было затруднительно. Возможность получить военное высшее образование у женщин появилось только 7 лет назад. Всё началось в 2001 году, когда Россия присоединилась к «Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин». Таким образом, государство дало право представительницам слабого пола претендовать на амбициозные и сложные должности в рядах Вооружённых сил РФ.

Став курсантами военного вуза, девушки осваивают непривычную для себя служебную воинскую деятельность. Они знакомятся с обязанностями «солдата», изучают все положения общевоинского устава, несут службу в суточных нарядах, поддерживают уставной порядок в подразделениях. И это только на первом этапе. С течением времени уставные обязанности усложняются. За два года девушки должны хорошо чётко исполнять обязанности младшего командирского состава: командиров отделений, заместителей командиров взводов, дежурных суточного наряда. Эти навыки будут использованы в дальнейшем для повышения квалификации.

Девушки-курсанты с первых дней испытывают повышенную эмоциональную нагрузку. Как показывает опыт, они тяжело адаптируются к строгому распорядку дня. Им сложно принять необходимость неукоснительного подчинения приказам командиров. Очень многие пытаются «модернизировать» военную форму: добавить детали, которые хоть немного подчеркнут индивидуальность. В общем, приходится выполнять «здесь и сейчас», а не то, что хочется. Обязанности военной службы становятся для курсанта приоритетными.

Девушки, которые смогли поступить в военный вуз, сталкиваются с проблемой освоения практических навыков выполнения должностных обязанностей первичных офицерских должностей. Им приходится организовывать работу подчинённого коллектива. Девушки-курсанты испытывают затруднения в выборе оптимального решения для выполнения задания командира, не укладываются во времени. На этом этапе они ещё только учатся вести переговоры с руководителями сопутствующих военных служб. Они обязаны решать вопросы поставок материальных средств во вверенное им подразделение, следить за исполнением приказов, выяснять причины регулярно возникающих конфликтных ситуаций.

Эти трудности возникают у всех курсантов, независимо от половой принадлежности. Но у юношей причина этих проблем кроется в недостатке знания. А девушкам предстоит преодолевать эмоционально-нравственные барьеры. У них более обострённое чувство ответственности, они боятся принять неверное решение. Большинство людей, которые проходят службу в Вооружённых силах РФ не воспринимают девушку на офицерской должности. В ходе обучения, преподаватели и командиры подразделений не уделяют внимания данной проблеме. Их военно-профессиональная подготовка ничем не отличается от остальных курсантов. Ролевые стереотипы, принятые в обществе здесь не учитываются.  

Принимая во внимание возросший поток девушек, поступающих в военный вуз, необходимо осознавать, что существует проблема «женщина и армия». К ней нужно подходить как к актуальной научной задаче, решение которой находится в выборе путей оптимизации военно-профессиональной подготовки девушек-курсантов.