Газета «Труд» комментирует возможности дистанционного образования

возможности дистанционного образованияПочти в каждом российском вузе уже открыты и с успехом работают программы дистанционного образования. Студенты сдают зачёты по скайпу, отправляют контрольные работы на электронную почту, слушают аудиолекции, общаются с преподавателем по видеосвязи. Газета «Труд» выяснила положительные и отрицательные стороны получения диплома с помощью интернет-технологий.

Дистанционное обучение привлекает в основном студентов из отдалённых регионов страны. Московские учреждения образования предлагают использовать интернет-обучение как альтернативу дневной и заочной форме обучения. Специалисты Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ), уверяют, что их диплом об образовании можно получить, не отходя от домашнего компьютера, слушать лекции в автомобильных пробках, а защитить дипломные проект в режиме телемоста.

В Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) открыто шесть кафедр по 10-12 специальностей в каждой. Зачисленный к обучению студент регистрируется на специализированном портале, где знакомится с системой обучения. На портале собраны все методические материалы и учебные курсы, открыт доступ к университетской электронной библиотеке. Студент прослушивает видеолекцию и участвует в онлайн-вебинарах. Методическое сопровождение осуществляет тьютор или методист. Точно так же, только в обратном режиме происходит сдача сессии.

Примерно такая же система дистанционных занятий отлажена в деятельности разнообразных бизнес-школ. Кроме того, администрация таких бизнес-учреждений, как INSEAD и IMD, осуществляет бесплатную рассылку, содержащие аудио и видеолекции своих занятий. В соцсети Facebook можно найти бесплатные материалы международной школы London School of Business and Finance для зарегистрированных пользователей.

Эффективность дистанционного образования зависит от направления подготовки. Трудно освоить новую информацию студентам технических специальностей. Молодой инженер, который получил диплом о высшем образовании, сидя за домашним компьютером, не обладает практическими знаниями в своей области. Перспективную работу такому специалисту будет найти непросто. Однако Московский государственный индустриальный университет, обучая удалённо будущих инженеров, включил в набор образовательных мультимедийных технологий виртуализированные лаборатории. Таким образом, по мнению специалистов вуза, студент, получающий техническую специальность, компенсируется недостаток практических исследований. Первый проректор по учебной работе МГТУ им. Баумана Евгений Юдин заявил, что изобретательность русского человека не знает границ. Сдать экзамен дистанционно он может вовсе не сам. Следовательно, осуществлять проверку знаний преподаватель должен только лично.

«Труд» уверен, что первое высшее образование не должно быть абсолютно удалённым. Прежде всего, потому что образование сочетает в себе воспитание личности. Воспитать дистанционно очень трудно. Ведь вузовская подготовка – это не только лекции и семинары. Это общение, взаимообучение, научная деятельность, культурные и развивающие мероприятия. Это комплексное познание нового, которое формирует не только знания будущего специалиста, но и его мировоззрение, определяющее культуру поведения.