Приоритеты преподавателя вуза: сначала наука, а потом лекции

приоритеты преподавателя вузаОценка деятельности российских вузов проходит в соответствии с международным рейтингом. Результаты формируются по ряду факторов, среди которых является соотношение «студент-преподаватель», аудиторная нагрузка   и научная работа преподавателя. Проректор по научной работе Санкт-Петербургского политехнического университета им. Петра Великого Дмитрий Юрьевич Райчук считает, что для достижения вузом высоких позиций в рейтинге необходимо менять всю модель организации преподавания с учётом нормативно-подушевого финансирования.

Качество российского высшего образования давно вызывает вопросы у международных экспертов. Устроиться на работу по профилю молодому специалисту за рубежом с дипломом отечественного образца почти невозможно. Такая ситуация не устраивает министерство образования и Президента РФ. Владимир Путин неоднократно поднимал вопрос о принятии жёстких мер к повышению эффективности всех видов деятельности вуза, в том числе в области научных исследований.

Российские университеты должны выполнять функцию научно-экспериментальных площадок. Основная форма получения знания студентами за рубежом — это самоподготовка и работа в исследовательской группе, возглавляемой преподавателем. Результаты исследовательской деятельности являются результатами обучения. Однако более 600 часов аудиторной нагрузки на российского преподавателя не позволяют ему вплотную заниматься научной работой. В итоге, теоретический материал, который им прочитывается на лекциях, не обновляется и не подкрепляется новыми научными изысканиями.

Дмитрий Юрьевич определяет научную работу как способ повышения квалификации преподавательского состава. Но для того, чтобы этот процесс протекал последовательно и эффективно необходимо перенимать международный опыт и менять соотношение учебной и научной нагрузки. Высвободившиеся аудиторские часы с успехом будут использованы на исследовательском поприще. Статус преподавателя должен измениться: в вузе работает учёный-практик, ведущий преподавательскую деятельность, вместо преподавателя, который едва выкраивает время на научную работу.

По мнению Дмитрия Райчука реализовать такой подход во всех учреждениях высшего образования страны невозможно. Администрации вуза необходимо чётко определить и обосновать какой вид деятельности является приоритетным: исследовательский или образовательный. Оценка вузов, которые относят себя к первой группе, должна быть основана на количестве научных публикаций и регулярного выполнения объёма НИОКР. Образовательные программы должны соответствовать только научно-исследовательским направлениям.

СПбПУ начал менять образовательную модель учреждения с сокращения объёма аудиторских часов преподавателя в аспирантуре. Индивидуальные учебные планы разработаны в соответствии с ФГОСами. В них увеличена доля самостоятельной работы аспирантов. Руководство вуза глубоко уверено, что с освоением студентом всех трёх степеней образования: бакалавриат, магистратура, аспирантура, должен происходить рост профилизации и индивидуализации обучения. Студент проходит весь учебный путь: от «массовых» общих знаний на первых курсах обучения до самостоятельного освоения и способности к практическому применению наукоёмкой информации на заключительных этапах обучения. Таким образом, целью освоения вузовской программы становится не диплом, а результативность научных изысканий, наличие которых и определяют всю перспективность выпускника. В том числе за рубежом.