Фёдор Конюхов, путешественник и научный руководитель: экстремальные условия помогают в усвоении нового материала

экстремальные условия в обучении«Московский комсомолец» накануне приёмной кампании 2015 года предлагает читателям использовать современные формы обучения для продолжения образования. Газета называет интернет-обучение, как самый популярным и доступным способ усвоения знаний.

Онлайн-обучение не требует от студента необходимости менять привычную обстановку и окружение. Индивидуальный график позволяет совмещать занятия не только с работой, но и с занятиями в других вузах. Дистанционное образование, несомненно, является самой востребованной формой получения новой профессии или повышения квалификации среди людей с ограниченными возможностями. Самое главное преимущество заключается в его доступности, независимо от территории пребывания или социальных возможностей будущего студента.

Неожиданно актуальным стало образование для людей, ведущих экстремальный образ жизни, отмечает «МГ». Геологи, геодезисты и экологи, чья работа протекает в нестандартных условиях, стремятся повысить свой уровень профессиональных знаний или освоить новую и интересную профессию. Газета ссылается на американских психологов Р. Йеркс и Дж. Додсон, которые убеждены, что эмоциональное напряжение мобилизует деятельность нервной системы и работы мозга. Решение сложных умственных задач выполняется более легко и не требует гораздо меньше усилий, чем те, которые прилагает студент в обычной спокойной обстановке, способствующей обучению. Исследования американского учёного Р. Лазаруса подтверждают, что в состоянии стресса увеличивается скорость восприятия и осознания информации. Но при этом снижается внимание, что приводит к большему количеству ошибок.

Научная группа Современной гуманитарной академии (СГА) изучает вопрос об интеллектуальной деятельности человека в экстремальных условиях. Российский путешественник с мировым именем Фёдор Конюхов имеет к этим исследованиям самое непосредственное отношение. Он является научным руководителем Лаборатории дистанционного обучения в экстремальных условиях в СГА.

С участием Фёдора Филипповича был проведён любопытный эксперимент. Используя специальные методики, сотрудники лаборатории снимали показатели, отвечающие за степень усвоения новых знаний путешественником в различных условиях. Измерялись показатели в условиях домашней комфортной обстановки. Следующим этапом было знакомство с новыми знаниями в США на Аляске, непосредственно перед гонкой на собачьих упряжках. Затем Фёдора Конюхова «загружали» информацией через день после спортивных выступлений. Последний этап прошёл через две недели после завершения соревнований.

Самые высокие темпы усвоения новых знаний были зафиксированы сотрудниками лаборатории на втором этапе. В сложный психологический момент происходит мобилизация сил всего организма, в том числе и обострение мозговой деятельности. Фёдор Филиппович констатирует, что перегрузки в разумных пределах помогают человеку более широко использовать его умственные возможности, заложенные природой. Следовательно, применение дистанционных технологий при получении образования в нестандартных, экстремальных условиях, только повысит качество усвоения нового материала. Поэтому, занимаясь спортом или просто ведя активный образ жизни, необходимо продолжать получать не только практические навыки, но и новую теоретическую информацию.