Виктор Александрович Болотов: «Воспитать успешного ученика – значит выявить и развить его таланты»

talantiНациональный центр общественно-профессиональной аккредитации проводил очередной семинар, по окончании которого научный руководитель Центра мониторинга качества образования НИУ «Высшая школа экономики» Виктор Александрович Болотов ответил на некоторые вопросы журналистов.

В разговоре Виктор Александрович сформулировал основную стратегическую цель системы образования РФ: педагог должен суметь выявить круг интересов ребёнка и создать условия для развития его талантов и интересов. Причём эта задача стоит на всех ступенях образования, начиная с дошкольного уровня и заканчивая средней школой. Её можно рассматривать даже на курсах повышения квалификации. Главное умение педагога заключается в том, что он должен работать с любой группой учеников, независимо от личностных качеств и способностей «материала» и при этом ориентироваться только на успех. Эта главная идея «профессионального стандарта группы Ямбурга», взятая за основу новых федеральных программ. Задача их выполнения полностью ложится на школу. Не на каждого педагога в отдельности, а на образовательное учреждение в целом.

На вопрос о причинах низких результатов единого госэкзамена 2014 года В.А. Болотов привёл несколько позиций, которые сформировали эти показатели:

  1. Министерство образование РФ и Роспотребнадзор отказались от формулы «плюс один балл», которая позволяла выдавать аттестаты при наличии «двоек» по ЕГЭ. При этом пришлось понизить планку минимального проходного балла в вузы.
  2. Экзаменационный материал не предусматривает разделение на базовый и профильный уровень. Гуманитарию очень сложно разобраться в логарифмах. А будущему инженеру вряд ли понадобятся знания о «парцелляции как конструкции экспрессивного синтаксиса». Одним из последних изменений в ЕГЭ 2015 года станет введение двух уровней сложностей по математике.
  3. Итоговое сочинение, которое пишут выпускники в декабре, не способствует появлению новых знаний по литературе у школьников. И тем более отрицательно скажется на результатах ЕГЭ 2015 года.

Журналисты подняли вопрос о последствиях утверждения Правительством РФ в 2013 году концепции математического образования, которая была призвана остановить уровень падения математических знаний, начавшийся ещё в советской системе среднего и высшего образования. В.А. Болотов заметил, что введение новых учебником и совершенствование методик преподавания предмета недостаточно для решения этой проблемы. Важно выявить талантливых детей, склонных к математике и создать для них определённую среду. Эту роль, например, может сыграть математическая школа при университете. Таким образом, мотивированный ребёнок, имеющий возможность общаться с людьми, которые любят математику, имеет все шансы превзойти своих учителей. Владимир Александрович отрицательно высказался к решению о введении учебника А.М. Колмогорова в школьную программу. Этот учебник, оснащённый сложным понятийным аппаратом хорошо только для углублённого изучения математики. А для обычных детей он так и остаётся непонятым, как, к сожалению и сам предмет. Увеличенный объём школьного программного материала тоже не способствует получению новых знаний. Наоборот, испытывая перегрузку, школьники отказываются усваивать математику, русский язык, историю, литературу и так далее.

В самом начале интервью В.А. Болотову был задан вопрос о «трёх правилах воспитания ребёнка», основанных на личном профессиональном опыте. Виктор Александрович ответил: «Первое правило – никогда не ври ребёнку. Второе – если есть претензии к ребёнку, поясни, почему она возникла. И третье правило – всегда радуйся успехам ребёнка».