Как повысить образовательный потенциал России

образовательный потенциалС 26 по 28 февраля в Красноярске была организована работа экономического форума «Россия и страны АТР: от политики интеграции к проектам развития». Одним из аспектов стал вопрос «Российское научно-образовательное пространство: стратегия конкуренции».

В его обсуждении приняли участие видные учёные, руководители научных и образовательных учреждений высшего образования. Контролировал и направлял «мозговой штурм» (форма организации встречи) Михаил Антонов, директор Проектного офиса центра образовательных разработок НОУ Московской школы управления «Сколково».

Залогом мощности любого государства является его способность к экономическому росту, наличие стабильной системы обороны и продовольственного обеспечения населения. Для создания потенциала развития страны необходимо всячески поддерживать научные исследования и разработки. Конкурентоспособность России в борьбе за лидирующее положение на международном уровне определяется состоянием образования и науки. Человеческий капитал является объектом конкуренции в современном мире.

О повышенном внимании правительства РФ и лично президента Владимира Путина, которое проявляется в реализации государственной стратегии развития образования, говорят мероприятия по ранжированию ведущих вузов страны и вхождению их в международные рейтинги.

На заседании были выявлены причины, низкой конкурентоспособности результатов образования в ряде российских вузов. Не хватает квалифицированных менеджеров, готовых управлять учреждениями образования в новых условиях. Недостаточная материальная база не позволяет быстро и успешно внедрять дистанционное обучение, как новую форму получения образования. Значительная доля профессорско-преподавательского состава вузов не обладает практическими навыками в области новых информационных технологий.

Много споров вызвал вопрос реструктуризации учреждений высшего образования. Заместитель министра образования и науки РФ Людмила Огородова выразила уверенность, в том что «специалитет» как формат вузовской подготовки не отвечает запросам современного развития промышленных технологий. Только наличие фундаментального «бакалавриата» позволяет выпускнику осуществлять в дальнейшем обучение по нескольким магистерским программам. Это делает систему подготовки квалифицированных кадров более мобильной по отношению к постоянно меняющимся запросам на рынке труда.

По результатам встречи было предложено разработать единую программу для обеспечения интеграции отечественного образования в мировое образовательное сообщество. Конкурентная стратегия вуза призвана создать новый тип молодого специалиста, знания и навыки которого отвечали бы запросам передового уровня производства. Научная деятельность российских университетов должна обеспечить инновационные составляющие экономического развития страны. Запуск новых учебных программ и образовательных курсов позволит занять ведущее положение на мировом рынке образовательных услуг. Для этого в системе высшего образования необходимо создать финансовый, научно-технический и интеллектуальный потенциал.