Оценка качества высшего образования на европейском пространстве

В мае 2015 года в Ереване намечена встреча министров образования стран-участниц Болонского соглашения. На встрече будут представлены проекты совместных программ, в которых разработаны стандарты и рекомендации, определяющие оценку качества образования.

качество образованияС 1999 года Россия, став участницей Болонского процесса, сделала ряд шагов в направлении сближения с европейской системой образования. Были приняты единые периоды обучения и зачёта учебной нагрузки. Однако остался не решённым вопрос принятия единых европейских стандартов, разработки критериев и методики оценивания качества высшего образования. В преддверии майской встречи министров образования состоялся IX Международный форум Гильдии экспертов в сфере профессионального образования, который прошёл в Москве с 14 по 15 ноября 2014 года.

Ю. П. Похолков, президент Ассоциации инженерного образования в России в своём выступлении на форуме заявил, что низкое качество подготовки студентов по инженерным образовательным программам требует прохождения дополнительных курсов повышения квалификации, организованных работодателем, так как уровень бакалавра не соответствует профессиональным требованиям.

Чтобы уровень профессионализма выпускника вуза соответствовал заявленной квалификации, процедура аккредитации образовательных учреждений должна носить общественный и профессионально общественный характер. Требуют разработки новые инструменты аккредитации, которые позволяют сопоставлять результаты мониторинговых исследований. Кроме того, независимая оценка качества подготовки специалистов нуждается в законодательной поддержке.

Закон должен защитить образовательные учреждения от недобросовестных организаций, которые проводят общественную аккредитацию, согласно собственным стандартам. Если аккредитационная деятельность не будет отрегулирована на законодательном уровне, то может сложиться ситуация, при которой аккредитационных агентств станет больше чем вузов.

Будущая майская встреча министров образования должна содействовать выработке единых позиций в разработке общих инструментов методики оценивания качества образования в странах, входящих в Болонский процесс. Принятые единые стандарты позволят гарантировать качество обучения. Общая стратегия послужит началом процесса модернизации образования на европейском пространстве.

Экспертиза качества образования должна быть направлена на дальнейшее совершенствование всех форм обучения. Экспертная оценка обладает едиными принципами и многообразием подходов, носит независимый характер. В процедуре гарантии качества участвуют студенты, преподаватели и родители, словом — все участники образовательного процесса. Российским вузам необходимо стремиться к получению положительной экспертизы зарубежных аккредитационных агентств. Результаты оценки должны признаваться национальными правительствами стран-участниц Болонского процесса. Единственным условием является наличие этого агентства в Европейском реестре агентств гарантии качества EQAR.