Почти треть российских пенсионеров еще раз готовы сесть за парту.

Специалисты «Сколково» уверены, российскую систему образования можно и нужно адаптировать с учетом процесса демографического старения.

Специалисты «Сколково» разработали концепцию «Серебряного университета». Авторы проекта уверены, что теория о том, что пожилые не могут учиться и приносить впоследствии пользу обществу, не более чем миф. В России сегодня большая армия пенсионеров – 10 миллион мужчин и 26 миллионов женщин. В ближайшие годы их количество будет увеличиваться примерно на пятьсот тысяч ежегодно.

В «Сколково» считают, что «новые» старики – это большой ресурсный потенциал. Если адаптировать систему образования с учетом демографического старения, то это будет дополнительным фактором для развития в экономической и социальной сфере.

Автор исследования Александр Левинтов утверждает, что сегодня пожилые люди представляют собой значительный, но невостребованный ресурс. Конечно, они уже внесли свой вклад в экономическое развитие, но если сохранять и поддерживать их, то они еще долго могут оставаться участниками экономического процесса.

В настоящее время концепция «Образование для взрослых» довольно бурно обсуждается в сообществе. Родина этой концепции – Англия. Еще в 70-е годы именно в этой стране зародилась идея обучения пожилых людей. В этой стране широко развита сеть школ для взрослых. Там преподают английский как второй язык для взрослых иммигрантов, для них же организованы курсы вождения, компьютерные и ИТ-курсы. Кроме того, люди в возрасте могут посещать кулинарные, танцевальные, художественные курсы и так далее. Это не только образовательные площадки, но и группировки по интересам, даже есть своднические плацдармы. В основном пенсионеров обучают определенным бытовым навыкам.

 В России это движение только стало зарождаться, в основном для этого привлекают местные отделения всероссийского общества «Знание». Например, в 2003 году в Санкт-Петербурге была основана школа «третьего возраста». Самые популярные курсы в этой школе – курсы компьютерной грамотности. Такие курсы обычно открываются на базе местных собесов либо при поддержке спонсоров.

 «Сколково» предлагает концепцию непрерывного образования. Это даст возможность использовать потенциал старшего поколения для решения экономических вопросов. Потенциальные ученики поделены на три группы. Первая возрастная группа – до 30 лет. В этот период человек заканчивает школу, получает высшее образование, заканчивает магистратуру и так далее. Второй период включает в себя возраст от 30 до 55 лет. Это период трудовой деятельности, стабильности. В это период работник должен хотя бы один раз закончить курсы повышения квалификации. Третий период – от 55 и выше. Здесь очень важно предложить такие курсы, во время которых будет задействован накопленный интеллектуальный капитал. В таком возрасте у человека открываются новые возможности. Дети выросли, и можно заняться тем, о чем так долго человек мечтал и не мог себе позволить раньше. Кто-то, конечно, предпочтет нянчиться с внуками, а кто-то пойдет в предприниматели или будет наставником.

 Что самое удивительное, после опроса выяснилось, что 34 процента пенсионеров не против того, чтобы снова сесть за парту. Обучаться хочет даже каждый десятый в возрасте 72 лет. В возрасте от 63 до 71 года учиться хочет 25% опрошенных пенсионеров. Пока в России эта идея приживается трудно. Пенсионеры, выйдя на пенсию, в основном остаются одни, не охваченные никаким сообществом. Помощь им приходит лишь иногда от социальных работников. В «Сколково» с этим в корне не согласны и хотят поменять отношение к пенсионерам. Ведь они могут проявить себя еще в предпринимательской деятельности и в сфере образования. Пожилые люди смогут внести существенный вклад в развитие общества.

Исследования показали, что пенсионеры ждут в основном помощи от центральной власти (62% ответа). От социальных служб ожидают помощи только 1 процент опрошенных. Результаты исследования говорят, что пожилым очень важно продолжение допенсионного образа жизни. При этом пик активности приходится на 63-71 год. Именно в это время человек прекращает трудиться, но еще полон сил и энергии для того, чтобы передать накопленный опыт подрастающему поколению или предаваться любимому занятию.