Уже весной в 2015 году школьники получат электронные ученики нового образца. Что это даст школе?

Два издательства — «Первое сентября» и «Просвещение» в настоящее время заканчивают работу над комплектом экспериментальных учебных пособий. Через три-четыре месяца эти пособия раздадут по школам.

Как это будет выглядеть на практике? У ребят появятся планшеты с уже настроенными программами для занятий. Тем ребятам, которым не достанутся планшеты, помогут установить в компьютеры и ноутбуки необходимые приложения. Самыми первыми опробуют новые учебники школьники в Новосибирске. 4 декабря 2014 года уже подписан договор о сотрудничестве с министерством образования чиновниками из Новосибирска. Педагоги заранее собрались, чтобы обсудить, что принесёт школе переход на электронные учебники, какие проблемы и какие возможности принесёт обучение при помощи специальных программ.

Первый плюс – это то, что ранец у современного школьника станет лёгким. Вместо книг, общий вес которых достигает шесть килограмм и выше, в портфеле будет один лёгкий планшет. Ребятам станет учиться гораздо интереснее. В Татарстане, например, уже давно реализуется программа «Один ученик – один компьютер». Опрос показал, что там, где ученикам пришли на помощь компьютеры, в полтора раза больше учеников, которым интересно учиться. Ведь именно отсутствием интереса к учёбе был объяснён недавний провал во время национального исследования качества образования по математике.

Ещё один плюс электронных учебников – учитель может дать каждому ученику индивидуальное задание. Ведь иногда ученик может пропустить занятие из-за болезни, и сразу включиться в командную работу не в состоянии. Кроме того, теперь «двоечнику» не отсидеться – учебник предполагает индивидуальную или командную работу.

Но переход на электронный учебник предполагает наличие хорошего планшета или ноутбука с хорошим экраном. В противном случае у школьников может испортиться зрение. А, следовательно, «экономичный» вариант планшета здесь не подойдёт. Кроме того, возникает вопрос – «А кто будет платить за электронного помощника?». Пока для начала 500 планшетов закупят региональные власти. А что будет дальше? Ведь в школе не все родители в состоянии купить для своего ребёнка планшет. Тем более, что в результате резко подскочившего курса доллара цены на эти девайсы уже поднялись.

На практике государство обязано обеспечить всех детей обязательным учебным пособием. Только для того, чтобы оснастить один класс, потребуется один миллион рублей. Плюс гаджет хотя бы один раз за 11 лет нужно будет поменять на новый. А если устройство выйдет из строя или его украдут? Что делать в этом случае? Ведь ученик тогда не сможет учиться, и ему срочно нужно будет предоставить замену. Обычный бумажный учебник сегодня обходится государству гораздо дешевле. Вопросы есть, и их обязательно нужно решить перед тем, как перейти массово на электронные учебники.

Кроме того, переход на электронные учебники подразумевает совершенно иной подход к обучению. Необходимо будет полностью изменить методику образования. Дети будут учиться сами и находить нужную информацию в сети. В этом случае организовать дистанционное обучение для школьников, которым прописано домашнее обучение, не составит никакого труда. Педагог должен только организовывать работу и ставить нужные вопросы перед учениками.

Между тем методике преподавания по электронным учебниками никогда не учили и не учат в педагогических вузах России. А это значит, что огромную армию учителей необходимо будет направить на курсы повышения квалификации. Как выяснилось, 30% учителей пришли в школу только потому, что они могли открывать глаза детям на истину и быть миссией. Некоторые просто не смогут перестроиться из носителей истины в гидов-экскурсоводов по знаниям. Сколько времени понадобится педагогам, чтобы освоить новый метод преподавания, пока никто не знает. Многие преподаватели не одобряют это новшество и совсем не желают отказываться от привычной им практики.

Сами новые электронные учебники также будут перерабатываться и дополняться. В процессе их эксплуатации наверняка появятся ряд замечаний как по форме, так и по содержанию. Но всё равно за электронными учебниками будущее. Наглядный пример – Южная Корея уже давно перешла на электронные учебники, и школьники там показывают наивысшие результаты на олимпиадах и соревнованиях, да и качество образования у них на высоте!