Самообразование – один из способов повышения квалификации

Для хорошего руководителя существуют две ключевые проблемы: поиск новых талантливых специалистов и обучение уже имеющихся.

Прошло совсем немного времени с тех пор, когда курсы повышения квалификации необходимо было проходить один раз в пять лет. Качество такой системы обновления знаний вызывало споры, но существовали правила обязательные для исполнения.

Сегодня в условиях скоростных изменений, когда учить нужно значительно чаще, а лучше непрерывно, традиционная система повышения квалификации не в состоянии с этим справиться. В современном менеджменте давно звучит мнение о необходимости постоянного самообразования, причём необходимость в обновлении знаний должен ощущать сам специалист.

Какие способы повышения квалификации предлагают современные образовательные технологии?

  1. Непрерывная подготовка: когда необходимое количество учебных часов вычитывается в течение каждых пяти лет.
  2. Дополнительное профессиональное образование на базе среднеспециального или высшего образования.
  3. Система тьюторского сопровождения: в этом случае группу слушателей «ведёт» специалист, подготовленный на базе института повышения квалификации.
  4. Система дистанционного обучения: повышение квалификации без отрыва от места работы и проживания.
  5. Система психологической поддержки, при которой специалист получает оценку в умении брать на себя ответственность, самостоятельно организовывать свою профессиональную деятельность, осуществлять информационно-поисковую операцию, и при этом стремиться овладеть этими качествами.

Необходимость в постоянном самообразовании, скорее всего, возникнет в том случае, если окружающие люди будут активны и целеустремлённы. Пассивное отношение к работе очень быстро «заражает» вновь приятого сотрудника.

Каждый человек по своей природе является исследователем. Именно на этом психофизическом свойстве основаны исследования в разработке новых способов повышения квалификации. Чтобы у человека возникла потребность в самообразовании, у него должна быть мотивация к этому. Он должен уметь видеть свои достоинства и недостатки, стремиться их исправить. Самостоятельно определить направление для получения новых знаний.

Педагог и исследователь Б. Норвич в своей программе курсов повышения квалификации предлагал слушателям работать в группе. Это помогает раскрепоститься, быть активным, не позволяет «отсиживаться». Перед группой в начале занятия ставиться определённая цель. Достигнуть её позволяет только совместная работа, взаимообучение. Положительный результат в конце обучения поднимает авторитет в собственных глазах, делает человека более уверенным в себе, нацеливает на достижение новых вершин.

Исследования в этой области продолжаются: новые приёмы воздействия на психологические особенности человека должны активизировать потребность специалиста в самообразовании.