Способность к самообучению закладывается в школе

Высокая интенсивность внедрения новейших разработок требует от специалистов постоянного обновления знаний. Кажется, что нет ничего проще, чем применить для этого интернет-технологии. Например, в США 1 миллион человек использует дистанционное обучение, в Китае – 2 миллиона, а в Индии – 1,5 миллиона. Почему этот способ получения знаний не получает широкого признания в России?

Первая ступень получения ребёнком знаний – это школа. Советская система школьного просвещения строилась с целью преодоления массовой безграмотности. Высшее образование не являлось жизненной необходимостью.

В современном информационном обществе такая организация преподавания не даёт положительных результатов. Модернизация школьного образования предполагает внедрение в обучение информационно-коммуникативные технологии. Но активно использовать IТ-метод обучения учителю-новатору не позволяет классно-урочная система. Несмотря на новые образовательные стандарты, дающие некоторую свободу в приёмах организации урока, учитель продолжает оставаться «коммутатором» для приёма и подачи знаний. Если в первые годы обучения такая система себя ещё оправдывает, то современные старшеклассники плохо усваивают традиционно преподаваемый новый материал.

Поэтому обычный ученик со средними возможностями не способен сдать ЕГЭ без вспомогательной подготовки. Он не обладает усидчивостью и силой воли. Подросток не умеет направить свою мобильность на организацию собственного обучения. В школе ученик не добывает знания, а накапливает готовую информацию, которую ему негде применить. Со временем он задаёт вопрос: «А зачем мне это нужно?»

Выпускнику необходимо уметь использовать полученные знания для дальнейшего постоянного самообразования. На выходе из школы подросток должен стремиться к познанию. Каким способом обучаться в дальнейшем, он уже выбирает сам. Интернет становится инструментом обучающей программы в любом учреждении образования. Основные качества, которыми должен обладать пользователь-ученик:

  • отвечать за свой выбор;
  • стремиться к самостоятельной индивидуальной работе;
  • быть требовательным к себе;
  • проявлять активность и тактичность;
  • воспитывать в себе исполнительность;
  • подходить к выполнению заданий аккуратно.

Такие черты характера нельзя приобрести за один год. Они должны выявляться и поощряться в период школьного обучения. Имея личностные предпосылки во главе с мотивацией, занятия в период дистанционного обучения будут более результативными.

Процент молодых людей, которые осознают всю необходимость дальнейшего продвижения в области знаний, неуклонно растёт. Дистанционное обучение становится всё более привлекательным. Новый закон «Об образовании в РФ» официально признаёт эту форму обучения (статьи 13,16,91). Правовая защищённость диплома об образовании – это решающий фактор, который определяет выбор в пользу ДО. Увеличение спроса ведёт к снижению стоимости предлагаемых услуг. Широкое распространение Интернета во всех регионах России уравнивает возможности столичного и провинциального студента.