Как на Смоленщине чиновники повышают квалификацию?

Оказывается, не всегда при повышении квалификации нужно прилагать какие-то усилия. На Смоленщине чиновники решили – «Зачем нам учиться?». Просто лучше поставить галочку в мероприятии.

В Смоленской области объём госзаказа на обучение государственных служащих каждый год практически один и тот же. 1,6 миллиона рублей было выделено на повышение квалификации в 2012 году. повысили своё образование тогда 228 чиновников, а двое прошли переподготовку. В 2013 году проучилось всего 249 чиновников. На этот год переподготовка не планируется, а повысить свой уровень должны 238 чиновников. Казна отпустила на эти цели 1,59 миллиона рублей. 16 человек направят на учёбу из департамента здравоохранения, а из экономразвития направят 14 человек. Планируется, что пойдут также учиться из облдумы, избиркома и з других государственных структур.

Казалось бы, все прекрасно – чиновники повысят свою квалификацию и будут управлять ещё лучше. Но на заседании экспертной группы Агентства стратегических инициатив (АСИ) было сделано неприятное открытие. Они проанализировали систему обучения в этом регионе и пришли к неутешительному выводу.

Чиновники повышают свой уровень в местном ВУЗе. Но, так как на занятиях им ничего интересного не преподносят, они нередко пропускают их. Члены рабочей группы решили проверить, есть ли у местного ВУЗа преподаватели, которые способны повысить уровень компетенции чиновников главного экономического ведомства региона? Выяснилось, что, так как денег на эту работу было выделено немного, никто из учебных заведений не взялся за обучение чиновников. Как оказалась, не лучшим образом обстоят дела и в других департаментах государственной власти.

Что же получается? Полтора миллиона бюджетных денег регулярно осваиваются каждый год. Но приносит ли это пользу? Ведь чиновники сами признаются, что ничего нового и полезного для себя на занятиях они не узнают.

Как же улучшить эту ситуацию с кадрами? Руководитель экспертной группы АСИ Дмитрий Ягодкин пояснил, что привлечение инвестиций, то есть «своеобразная продажа» региона, идёт через создание образа власти и работу с конкретными предпринимателями. «Мы предлагаем, основываясь на успешном опыте в других регионах, создать две организации. Это корпорацию развития, открытое акционерное общество, и — агентство регионального развития. Второе может быть создано в форме госпредприятия, и оно будет заниматься брендом региона. То есть будет участвовать в выставках, форумах и презентациях. Губернатор будет получать регулярно отчёт о проделанной работе. Корпорация развития будет заниматься с инвесторами и предпринимателями» — рассказал Дмитрий Ягодкин.

Здесь крайне важен профессионализм сотрудников. Они должны будут представить бизнесу набор услуг, который тот будет готов за них заплатить. А значит, на этом можно будет заработать. И тут и там кадровый вопрос играет важную роль. Брендирование – это та сфера, успехов в которой может достигнуть только профессионал. Гораздо продуктивнее нанять человека, который известен своими успехами в других регионах. Что касается корпорации развития, то для работы в этой организации можно объявить конкурс. Желающие найдутся. Но в обладминистрации уверены, что департамент экономического развития справляется со своей задачей. Когда же спросили, как обстоят дела с повышением квалификации сотрудников, нарисовалась печальная картина.

Вице-губернатор Игорь Скобелев считает, что работать с инвесторами должны люди, которые имеют специальные знания. Делиться опытом могли бы регионы-лидеры, у которых есть опыт внедрения пилотных экономических проектов. Сделать это возможно на специализированных площадках, используя фору дистанционного обучения – так будут гораздо эффективнее осваиваться бюджетные деньги, причём за меньшую стоимость. Вице-губернатор сам ездил на курсы повышения квалификации в Санкт-Петербург, и знает, как дела обстоят в этой сфере. На курсах читали психологию, но что-то новое из них он не узнал. Он  считает, что когда в результате аукциона выигрывает, например, Смоленский ВУЗ, то финансовые вопросы сотрудникам администрации желательно прорабатывать со слушателями. В настоящее время законодательство меняется каждый день, и гораздо эффективнее бы было, чтобы курсы читал практик, а не лектор университета. Скобелев считает, что АСИ необходимо выйти на федеральный уровень с предложениями о том, как лучше и эффективно подходить к решению этой задачи.

Пока неясно, согласится ли администрация Смоленской области с предложениями экспертной группы АСИ. Отдавать на откуп коммерческой структуре сферу работы с инвесторами они  не спешат. Но и рассказывать об успехах в сфере переподготовки и повышения квалификации своих сотрудников им нечего.

А как обстоят дела в соседних областях?

В данный момент похвастаться успехами при подготовке «экономических чиновников» могут Воронежская и Тульская области. Там установлены четкие критерии оценки показателей эффективности госслужащих и сотрудников, которые участвуют в инвестиционном процессе. В Туле, например, работает региональная корпорация развития государственно-частного партнерства. Работа же чиновников ведомств, которые отвечают за экономику, оценивают по объёму внебюджетных инвестиций в основной капитал. А в Воронеже была разработана модель из 19 профессиональных компетенций. Как видим, поучиться есть у кого. Было бы желание…