Система оценок вскоре может измениться. С чем это связано?

 В настоящее время в школе очень многое изменилось. Учебные предметы, виды проверочных работ – всё поменялось.  Появился и новый способ подачи информации – дистанционное обучение. Осталась лишь старой пятибалльная система оценок, которую ввело ещё 1937 году министерство просвещения.

Что мы имеем на сегодняшний день? Всю сознательную школьную жизнь учеников оценивают по старой пятибалльной системе, а на выходе тестируют при помощи ЕГЭ по стобалльной системе. С сочинением дело вообще обстоит гораздо интереснее. В школе пока по нему будут ставить зачет-незачет, а вот ВУЗам разрешили оценивать сочинение по десятибалльной системе. В общем, получается полный разнобой в системе оценок. Не пора ли прийти к единому мнению и оценивать учеников в школе тоже по десятибалльной системе?

Всё течёт, всё меняется, а вот рекомендации для учителей такие же, как в далёком 1940 году. 1- это слабые успехи, 2 – значит, посредственно ученик учится, 3 – достаточно, 4- хорошо и если отлично, то значит, 5. Об этом рассказала Елена Борзова, заместитель директора Клинской гимназии. По её мнению, пятибалльная система уже давно устарела. К тому же при десятибалльной системе ребёнок испытывает психологический комфорт, так как уже не получает традиционные колы и двойки.

Например, в 15 гимназии давно ставят ученикам оценки по десятибалльной системе, и они уже забыли, что такое колы и двойки. Но и 10 баллов ставят очень редко. Ведь, чтобы добиться такой оценки, нужно очень постараться. Например, выполнить задание повышенной сложности.

Как известно, многие школы преподают, используя экспериментальную методику. Например, в Ногинском районе в селе Ямкино школьников с 1981 года оценивают по 20-балльной системе. Заместитель директора рассказала, что когда училась в этой же школе по новой системе оценок, была очень довольна тем, что получала двадцатки. У ученика рассчитывается средний бал и ставится рейтинг. Если он повысился, значит, он стал учиться лучше. Всё достаточно просто. Некоторые школы уже полностью перешли на оценку ученика по рейтингам, и не видят в этом ничего плохого. Наоборот, у ученика повышается самооценка, если он хоть немного повысил свой рейтинг, то он стремится улучшить свой результат. А вот чтобы заработать 4 или 5 после тройки, нужно очень постараться.

Так может, уже давно пора перейти на другую шкалу оценок? К тому же ЕГЭ поставило под сомнение привычную пятибалльную систему.  На этот вопрос министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов ответил, что вопрос об оценках в министерстве не обсуждался. Есть система оценок, которая существует уже давно. А если школа хочет перейти на другую систему оценок, то ей никто запрещать не будет. Тут дело только в желании.

А как оценивают учеников в других странах?

 Например, в Германии в Берлине шестёрка считается самой низкой отметкой, а единица -самой высокой. Всё наоборот, не так, как у нас, только у них шестибалльная система. Наша «пятёрка с плюсом» в Берлине это 0,7. Если у ученика в Германии три «пятёрки», то в другой класс его не переведут, оставят на второй год. 11 и 12 класс там выпускные, и за каждую оценку дают определённое количество баллов. Если у ученика ноль баллов, то это означает для него полный провал. В ФРГ балльную систему применяют уже с седьмого класса. В итоговой оценке выпускника может быть до сорока разных отметок. Выставляют оценки и за реферат, и за коллоквиум, и за другие, даже второстепенные предметы. Выпускные экзамены имеют неограниченный срок годности, и если у тебя хорошие оценки, то можно без труда поступить в нужный ВУЗ и получить высшее образование. Вступительных экзаменов не существует – можно поступать туда в любое время после окончания школы.

Во Франции используют 20-балльную шкалу оценок, начиная с шестого класса. А до этого учитель оценивает ответы, прибегая к условным обозначениям. Например, «о.х» — это по-нашему «пятёрка». «х» означает хорошо, а в переводе на нашу шкалу – 4. В средней школе с 6 класса все оценки, что ниже 10 баллов, считаются по нисходящей плохими, а выше – хорошими. «0 баллов считается как «отлично».

Как видим, в других странах пятибалльная система оценок уже давно не пользуется спросом. Впрочем, что мешает нашим школам перейти на другую систему оценок? Тем более что это не запрещено. В Беларуси, например, уже давно перешли на 10-бальную систему оценок. Всё зависит от руководства, которое возглавляет местное образование.  Если будет принято решение о переходе на 10-балльную систему, то тогда школа станет домом радости. А это, согласитесь, уже совсем другое отношение учеников к школе.