Минобрнауки задумалось о качестве и содержании математического образования в России

Минобрнауки обеспокоено качеством математического образования. Причём оно считает, что качеству образования нужно уделять внимание, начиная от детского сада и кончая научно-педагогическими кадрами. Планируется, что новую концепцию математического обучения будут отслеживать, используя несколько показателей. Это результаты Государственной итоговой аттестации в 9-м и 11-м классах, результаты международных исследований и стандартах стран-членов Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), мониторинги результатов обучения и данных мониторинга вузов.

 В 1990 году страна пережила катастрофу в области развития оборонных и фундаментальных исследований. Радикальное снижение финансирования, а также отток специалистов высокой квалификации в другие области сделали своё «чёрное» дело — произошёл упадок технических направлений в 90-х годах. В основном все высококвалифицированные специалисты направились дружно в менеджмент и другие непрофильные области.

 В министерстве считают, что развитие математического образования – это удачная и наименее затратная инвестиция. Если в этой отрасли Россия выйдет на лидирующие позиции, то это потянет за собой другие отрасли. Математика играет большую роль во всех областях науки и технологии, и поэтому инвестиции в эту сферу деятельности будут наиболее эффективными.

Новую концепцию поручено разрабатывать Московскому институту открытого образования. Они планируют предложить российским ученикам математическую модель образования стран-участниц АТЭС. Что это означает на практике? Это значит, любой учитель может предложить детям выполнить контрольную, которые делают дети из стран-участниц АТЭС. То есть российские дети будут адаптироваться к зарубежным системам математического образования. Конечно, для того чтобы повысить уровень математического образования, этого мало. Необходимо улучшить подготовку будущих педагогов-математиков. В ближайшее время будущих педагогов будут учить не по устоявшимся правилам, а развивать в них всесторонние знания о своём предмете и прививать нестандартность мышления. Но не только будущих педагогов нужно учить по-новому, нужно ещё организовывать повышение квалификации уже состоявшихся педагогов-математиков.

Но прежде чем внедрить эти идеи в жизнь, министерство организует обсуждение этих инноваций в профессиональных сообществах. К обсуждению привлекут преподавателей математики, разработчиков и производителей ИТ, математиков-прикладников и т.д..

Тупое заучивание предмета ещё никому не принесло пользы. Если у человека будет тяга к знаниям, вот тогда усваивать все предметы ему будет гораздо легче. Ведь педагог даёт только половину знаний, остальное даёт окружающая среда. Любое образование должно быть привязано к текущему времени. Постоянно появляются новые дисциплины и разделы, которые необходимо преподавать. Ректор МФТИ Николай Кудрявцев считает, что делать это нужно своевременно — только тогда человек, получивший высшее образование, будет востребован на рынке труда. Пока же выпускникам ВУЗов порой трудно найти себе работу по специальности. Вот и работают специалисты по электротехнике простыми слесарями или же идут в менеджеры.

Разработчики концепции математического образования справедливо считают, что значительные изменения в математическом образовании связаны прежде всего с развитием логического мышления и развитием современных информационных технологий. А это значит, что требуется интеграция информатики с математическими дисциплинами.

Сегодня учителю гораздо проще проверить вычисления и попросить просчитать производную. Если будут использоваться компьютеры для рутинных вычислений, тогда останется больше времени на исследования и доказательства. А это значит, что у учителя будет возможность выслушать ученика, как тот анализирует процесс или рассуждает о вычислениях. В конечном счёте самое главное – это не правильность вычислений, а правильность выбора при расчёте. Что ж, ставка на улучшение математического образования выбрана верная. Только бы не потерялась она в дебрях научных рассуждений о том, какими методами нужно улучшать образование.