Правительство встало на сторону дистанционного образования. Получится ли реализовать инициативу?

Дмитрий Медведев заявил о необходимости развития дистанционного образования в России. Но филиалов вузов, уже практикующих такую форму обучения, становится все меньше.

В американской и западной образовательной среде дистанционное обучение уже давно воспринимается как норма. Российским парламентариям еще только предстоит оценить готовность российского общества к массовому внедрению онлайн-образования. На изучение экспертам профильных ведомств дано 4 месяца. За это время им предстоит также воплотить идею премьер-министра в реальную программу.

Что мы уже имеем?

Получать высшее образование посредством режима «онлайн» — хорошая альтернатива традиционным формам обучения. И российские законодательные нормы дают возможность вести профессиональную подготовку студентов дистанционно. При дистанционном обучении все учебные программы можно освоить в домашних условиях. Исключение – профильная практика и итоговые экзамены, для сдачи которых нужно явиться в вуз. При этом студенты, которые получают высшее или среднее профессиональное образование дистанционно неограничены в своих правах. Юноши могут рассчитывать на получение отсрочки от службы. Документ, который получают выпускники-дистанционники при выпуске из вуза, также ничем не отличается от стандартного.

Понятия «дистанционное обучение», «образовательная электронная среда» были закреплены российскими законодателями ещё 2 года назад. По мнению экспертов, с практической реализацией дела пока обстоят не очень. Положительная динамика есть, но для такой масштабной страны как Россия, эти достижения весьма скромные. Значительное количество вузов уже практикуют удаленную подготовку. Среди лидеров можно назвать Евразийский открытый институт, Московский социально-экономический институт. Эти вузы, по сути, были первопроходцами в сфере дистанционной подготовки.

Но хорошими результатами могут похвастаться не все. Филиалы некоторых вузов, активно внедряющих дистанционную форму подготовки, не прошли «испытание мониторингом» и признаны неэффективными. По итогам мониторинга 22 филиалов лишилась Современная гуманитарная академия. Не удалось ввести в практику дистанционное обучение и Московскому автодорожному институту. Руководство института пыталось наладить удаленную подготовку на базе своих филиалов. Однако и здесь эксперты образовательного ведомства не оценили новацию и пригрозили закрытием нескольких филиалов.

А как у них?

Пока Россия держит курс на массовое внедрение онлайн-подготовки в ведущих странах это уже освоенная ниша. Теперь они заняты совершенствованием своих интернет-университетов. К слову, получить высшее образование дистанционно в Стенфорде или Массачусетском технологическом университете могут и россияне. Цена вопроса – на 30% меньше, чем при обучении очно. Плюс ко всему, экономия на проживании за рубежом, дороге. Программы обучения как говорится «на любой вкус». Было бы желание учиться.