Пересмотр образовательных стандартов, сокращение численности вузов… Что ещё изменится в сфере высшего образования?

Началось совещание с «печальной ноты». Дмитрий Медведев выразил соболезнования родным и близким, пострадавшим в аварии в московском метро, и дал поручение помочь в ликвидации последствий.

Далее встреча проходила в рабочем режиме. На повестке дня стоял вопрос об эффективности российских вузов. Во вступительном слове главы Правительства РФ было отмечено, что конкурентоспособность выпускников вузов является главным требованием, которое сегодня к ним может предъявляться. Несмотря на положительную динамику модернизации высшей школы, проблемы в этой сфере есть.

Среди положительных моментов Дмитрий Медведев указал на неплохой уровень международной конкурентоспособности российских вузов. Всего в таких университетах получают высшее образование 17% студентов. Отрицательное:

Развитая филиальная сеть государственных и негосударственных университетов, платные отделения. В такой ситуации диплом получить не составляет труда, а вот качество подготовки выпускников оставляет желать лучшего. Вузы не могут обеспечить филиалы ни преподавателями, ни материально-технической базой, не создают нормальных условий для обучения. В итоге между знаниями выпускников таких вузов и знаниями выпускников университетов-лидеров большой разрыв.

Зачисление абитуриентов с низкими баллами по специальностям, требующим изначально хорошей базы по профильным предметам.

Диспропорция в подготовке кадров. Более 50% всех студентов учатся по специальностям юридического и экономического профиля.

Дмитрий Медведев отметил, что стране «не нужны бесполезные учебные заведения». Выпускников таких вузов предприятиям приходится переучивать за свой счет, отправляя их на повышение квалификации или переподготовку. Поэтому как никогда этот сегмент нужно контролировать.

Камень преткновения – мониторинг эффективности вузов

Глава кабмина указал, что мониторинг эффективности вузов вызывает большое количество споров. Он отметил, что при его проведении нужно учитывать не только качество образования. Определяющими критериями должны быть:

трудоустройство выпускников,

квалификация преподавательского состава,

уровень организации исследовательской деятельности студентов,

программы послевузовской подготовки, их реализация и востребованность в современных условиях.

«Результаты мониторинга должны быть прозрачными, открытыми», а критерии оценки нужно постоянно совершенствовать, заключил Дмитрий Медведев. При реорганизации университетов не должны быть нарушены нормы трудового права и закон об образовании. Студенты должны иметь возможность продолжить обучение на тех же условиях, а преподаватели – работать дальше.

Слова главы правительства подтвердил в своем выступлении министр образования Дмитрий Ливанов. Он констатировал:

На июль 2014 года в России работает 1 тысяча главных вузов и полторы тысячи филиалов.

В 2014 году более тысячи университетов и филиалов вузов не смогли выполнить минимальные значения показателей деятельности.

Всего в российских вузах обучается 5 млн 600 человек.

30% студентов, а это около 1 млн 700 человек, сегодня получают высшее образование по некачественным образовательным программам.

Как исправить ситуацию?

В планах Минорнауки к 2017 году предоставить возможность всем студентам обучаться по качественным образовательным программам. Исправить ситуацию должны помочь целый комплекс мер:

Перевод студентов из слабых в более сильные образовательные учреждения.

Регулярное проведение мониторинга вузов и полное раскрытие его результатов.

Ужесточение требований к качеству зачисления абитуриентов вузы. Постепенное повышение минимальных баллов для поступления на технические, инженерные факультеты.

Вовлечение в процесс оценки качества образования профессиональных сообществ, нанимателей.

Пересмотр образовательных стандартов с учетом требований работодателей.

Вузы, которые не могут обеспечить получение качественного образования для своих студентов, глава Минобрнауки предложил лишать государственной аккредитации, лицензии.

Перспективы

По мнению Ливанова, в сфере высшего образования должно произойти перераспределение «образовательных сил». К примеру, магистратуры и аспирантуры сконцентрируются в более сильных учебных заведениях регионального значения. Вузы, не имеющие достаточных образовательных ресурсов, продолжат работу по программам бакалавриата.

Совершенствование отечественной высшей школы потребует дополнительного финансирования. Дмитрий Ливанов отметил, что на 2015-2016 годы образованию потребуются ассигнования в размере 5,5–6 миллиардов рублей ежегодно.