Система дистанционного образования – что её ждёт впереди?

Существует несколько мифов о дистанционном образовании, несмотря на то, что оно появилось не так давно. И это действительно мифы. Все опасения о том, что дистанционное образование – дань моде и со временем исчезнет, беспочвенны. Так же, как и другие опасения.

Дистанционное обучение сегодня – это не просто модно. Европейские и американские учёные провели исследования и выяснили, что в ближайшем будущем две трети образовательного процесса будут осуществляться на удалённой основне.

Сегодня противники ДО утверждают, что при дистанционном обучении отсутствует живой контакт с преподавателем, и это существенно снижает качество обучения. Но если внимательно посмотреть на процесс очного обучения в ВУЗах, то там студенты не так уж и много лично общаются с преподавателями. На лекции студент в основном только слушает, немного контакта бывает при подготовке к экзаменам и зачётам, а также при обсуждении рефератов и курсовых работ. При удалённом обучении студент может общаться с преподавателем при помощи электронных средств связи. По скайпу можно организовать ту же лекцию, где преподаватель может объяснить возникшие вопросы сразу нескольким студентам. Также можно общаться при помощи электронных писем, просматривать переписку. Общение принимает индивидуальный характер, а это как раз и не хватает при очном обучении.

Существует мнение, что при ДО отсутствует дух соревнования между учащимися. Это действительно так. Однако исследования, проведённые европейскими и американскими учёными, говорят о том, что 55% учеников никогда не сравнивают свои результаты с результатами обучения своих однокурсников. Их вообще не интересуют эти вопросы – так зачем же на этом зацикливаться?

Противники обучения дистанционным методом считают, что при виртуальном обучении могут быть только виртуальные задания. Но все знания считаются виртуальными, независимо от того, каким способом они получены. Информация, прежде чем окажется усвоенной, проходит сложный путь. Задействуется целый ряд рецепторов, мозг обрабатывает информацию и раскладывает её по полочкам — и при этом нет никакой разницы при усвоении информации между очным и дистанционным обучением.

Студенты, проходящие ДО, очень сильно мотивированы. Ведь результат учёбы зависит в первую очередь от них самих — именно поэтому заочник или экстерн надеется прежде всего на себя. Кроме того, при ДО есть моменты, когда ученик обязательно встречается с преподавателем.

Существует мнение, что очное обучение даёт более высокое качество знаний. Но оно зависит в первую очередь от качества обучающих программ. Очнику порой трудно себе представить, что такое токарный станок и чем он отличается от фрезерного. Был случай, когда очники и заочники делали лабораторные работы вместе. Так вот, очень многие очники не имели элементарных знаний – заочники с видимым удовольствием их консультировали. Более того, когда заочники, сдавая экзамены по программированию, рассказывали преподавателю о новых системах, тот был вообще не в курсе событий. Так что не факт, что при очном обучении студенты получают больше знаний, и они соответствуют современным реалиям. Если среди преподавателей очного образования нет ни одного с учёной степенью, то чему они могут научить студентов? При ДО лекции могут быть подготовлены профессором из Гарвардского университета – качество обучения при этом будет несомненно выше. Так что разговор о низком качестве обучения, получаемого дистанционным путём – это не более чем очередной миф, который легко развеять. Студенты, которые учатся удалённо, имеют в основном уже определённый багаж знаний, и это позволяет им легко осваивать дополнительную информацию. К тому же не нужно забывать, что они более нацелены на получение конечного результата.

Противники ДО считают, что для дистанционного обучения нужно хорошо знать компьютер. Однако это не так. При обучении дистанционным методом используются программы, которые хорошо известны широкому кругу лиц. Написать письмо можно на бесплатном почтовом сервере, а прикрепить к нему файлы сегодня сможет каждый. А если и не знает, то может спросить у того, кто этим владеет в совершенстве. Научиться этому не так сложно. К тому же в письме вам подробно объяснят, как пользоваться, например, программой Acrobat Reader, которая предназначена для защиты информации.

Многие полагают, что ДО – это всего лишь скучное чтение с экрана. Но на самом деле это не так. Студенту предлагается очень много интерактивного материала. Видео, аудиофайлы, планы, графики, тесты – все это помогает сделать процесс обучения более эффективным. Контрольные тесты, интерактивные вопросы – все это помогает студенту закрепить полученный материал.

Считается, что дистанционное обучение более лёгкое и комфортное. Но это скорее достоинство, чем недостаток. Ведь когда человек чувствует, что ему комфортно и одновременно интересно учиться, то он с лёгкостью осваивает новые предметы. К тому же отношение к учебной дисциплине у студента, обучающегося удалённо, гораздо серьёзнее. При ДО существуют жёсткие графики отчётности и контроля. Это только подстёгивает студентов не отставать от установленного графика.

Как видим, при ДО одни только плюсы. Если лекции составлены грамотно и учитывают реалии сегодняшнего дня, то это только на руку ВУЗам. На выходе после дистанционного обучения получается практически готовый к работе специалист.

 Почему то многие считают, что при ДО легко списывать – ведь никто не проверит. Но это не так. В основном работы предлагаются такие, которые нельзя списать. Даже если это и так, то это легко проверить. Некоторые экзамены проводятся один на один с преподавателем – тут уж списать или подглядеть правильный ответ не получится. К тому же студенты, которые учатся удалённо, справедливо полагают, что главное — это не оценки, а полученные знания, поэтому готовятся к экзаменам основательно. Дистанционные программы обучения в основном используют профессионально-ориентированные задачи и тесты. При этом помощь дополнительных материалов и учебников приветствуется. Ведь высшее образование даёт не только знания, но и умение искать и применять информацию из различных источников. Игровые тесты проводятся в режиме реального времени – времени на ответы отводится очень мало. За столь короткий срок трудно найти правильный ответ, даже имея под рукой всезнающий интернет.

И последний миф о том, что дистанционное образование предполагает значительно сокращает досуг. Исследования показали, что три четверти обучаются с рабочего места, причём очень многие умудряются учиться во время работы. Так что времени на досуг остаётся гораздо больше. Есть ещё вечернее образование – вот там действительно времени на досуг практически не остаётся, Работа, потом время до места учёбы и обратно. И так изо дня в день, плюс занятия по субботам. Вот где действительно времени на досуг практически нет! Так что все минусы при дистанционном образовании – это действительно мифы.