Онлайн-образование в России – как на нем можно заработать?

В сфере онлайн-образования в 2012 году в России было около 3000 стартапов. В настоящее время это количество удвоилось, и в основном за счет запуска российских образовательных сервисов. Желающие запустить этот бизнес есть, но многие пока в поиске. Они ищут модель, которая была бы коммерчески успешной.

Очень интересен в этом плане образовательный проект Uniweb, действующий уже три года. Основатель этого проекта – Александр Оганов, который работает в онлайн-индустрии уже свыше 10 лет. В его планах поставить вузовское образование на онлайн-рельсы, создать образовательные программы от 72 академических часов, в перспективе – выход на дипломные программы.

Разработка программ связана в основном с дополнительным профессиональным образованием. Для того, чтобы программа была полноценной, нужно немало потрудиться и затратить определенные финансовые средства. В настоящее время Uniweb сотрудничает с 15 академическими партнерами. В том числе и с такими известными вузами, как МГИМО, РГГУ, МГУ, РАНХиГС и другие. Все программы – платные. Да, это бизнес, но с длинным горизонтом окупаемости. В основном все те, кто покупают курсы (около 97%), проходят обучение до конца. Мотивация у этих учеников совсем другая, чем на бесплатных курсах, соответственно и польза от этих курсов более существенная. Цены на курсы – самые различные. Например, курс  на  повышение квалификации для менеджеров по связям с общественностью стоит 40 тысяч рублей. Сами курсы подготовлены и проводят преподаватели от МГИМО.

Клиенты онлайн-обучения – кто они?

Впрочем, не все считают, что процент дошедших до конца обучения составляет свыше 90%. Например, Елена Масолова, основатель Eduson, считает, что процент дошедших до конца обучения составляет 25-30%. Eduson – это бизнес-платформа, которая специализируется на корпоративном обучении и на прикладных бизнес-тематиках. Coursera вообще считает, что до конца курса доходят только 5-8% начавших онлайн-обучение. Обычно, выбирая лекторов, ставку делают на практиков. В основном это иностранные менеджеры и гуру бизнеса. К примеру, Арии Кравчин, один из директоров Merrill Lynch, прочитал курс о том, как выводить компанию на IPO.

Госпожа Масолова запустила проект Eduson год назад – в апреле 2013 года, вложив туда собственные средства (несколько сотен тысяч долларов). По прогнозам, к лету этого года проект уже должен окупиться. Курсы покупают и индивидуальные предприниматели, но они компании не очень интересны. Дело в том, что они приносят всего 70 тысяч рублей, когда как корпоративный контракт стоит от 30 тысяч долларов. Например, Новолипецкий металлургический комбинат приобрел уже в сентябре 2013 года курс по основам бережливого производства.

 Лекции обычно бывают от 2 до 8 часов. Они ценны тем, что в них много кейсов и практических советов, а сами курсы читают лектора известных бизнес-школ. Таких, как Wharton, Insead, LSE, HEC. Читают курсы и успешные предприниматели и управленцы. Очень популярны курсы руководителя штаба Алексея Навального Леонида Волкова «Управление политической кампанией» и курс Натальи Загвоздкиной «Финансовое моделирование», которая ранее была вице-президентом «Ренессанс-капитала» .

Обычно курс состоит из видео-лекций с субтитрами, тестов, текстовых конспектов лекций, домашними заданиями и, конечно же, итоговых экзаменов. По окончании успешного прохождения курса выдается сертификат. За последние годы открылось много проектов. Например, Coursera, EdX, Udacity. Руководитель центра образовательных разработок «Сколово» отмечает, что сегодня онлайн-образование развивается очень бурно и приносит немалую прибыль их основателям. Например, Coursera не так давно стала продавать сертификаты, которые подтверждают окончание курса, и заработала на этом 250 тысяч долларов. А сервис Lynda.com привлек частного инвестора, который дал ему 103 миллиона долларов. В результате было собрано около 2,5 тысячи обучающихся курсов. Компания надеется, что все затраты окупятся в самое ближайшее время. Интересен этот сервис тем, что можно подписаться на курсы, купив абонемент, как в фитнес-клуб.

 Но не все курсы платные. Есть и бесплатные курсы, причем очень хорошего качества. Например, Дмитрий Гужеля, основатель образовательного онлайн-проекта «Универсариум», сделал курсы совершенно бесплатными. Это курсы весьма популярны в интернете. Можно прослушать курс по математике, экономике, биологии, истории культуры, программированию и многие другие. К примеру, на курс «Как создать свое дело» записалось около 30 тысяч человек, вели его преподаватели МГУ Юрий Митин и Михаил Томич. Из 30 тысяч записавшихся 11 тысяч прошли этот курс до конца, а 5 тысяч прошли успешно тестовые испытания.

Конечно, проект не может жить и работать без вложения финансов. Вузы и работодатели оплачивают создание курсов на платформе «Уиверсариума».  Стоимость одного курса – около 1,5 миллиона рублей. Портал берет на себя методическую и техническую сторону дела, а лекции, литературу и другие учебные материалы предоставляет университет. Но не все так просто. Порой бывает сложно убедить руководителей Вузов, что сотрудничество с «Универсариумом» выгодно. В основном они полагают, что разместив курс в свободном доступе, его просто своруют. Но это не совсем так. Дело в том, что создав курс и предоставив его в свободный доступ, Вуз тем самым привлечет к себе большое количество студентов. Ведь не все знают, какие дисциплины есть в Вузе и какие они интересные и полезные. Например, «Универсариум» совместно с БФУ создал отличный курс по роботехнике. После его прохождения пользователь сможет создать с нуля робота. Ученик, прошедший этот курс, обязательно заинтересуется данной специальностью – вот вам и потенциальный студент. После проведения нескольких встреч и презентаций с убедительными цифрами руководство БФУ решило сделать еще и курс по философии.

Но портал «Универсариум» полезен не только Вузам, но и предприятиям. Дело в том, что создав курс по своему профилю деятельности, компании могут получить на выходе заинтересованных сотрудников. Например, Сбербанк уже заказал курс по финансовой грамотности. А космическая корпорация в настоящее время ведет переговоры о разработке курса по результатам космической деятельности.

Как видим, дистанционное образование в нашей стране набирает обороты. Не только Вузы заинтересовались онлайн-образованием, но и крупные корпорации. Ведь прогресс не стоит на месте. Чтобы предприятие шло вперед и осваивало новые технологии, нужны грамотные и высококвалифицированные сотрудники. А онлайн-образование позволяет получить таких сотрудников без отрыва от производства — выгода налицо!