Выпускникам 2014, снова вручат медали. Поможет ли это им поступить в ВУЗ?

На всеобщее обсуждение представлен законопроект, который закрепляет возможность поощрять школьников медалями. При этом медаль можно будет получить не только за отличный результат в учебе, но и за достижения в спорте, творческой, общественной, научной, инновационной деятельности. Кроме этого, Минобрнауки (разработчик документа) предлагает учитывать медали при поступлении.

Поощрительный знак или дополнительная льгота?

В положениях закона об образовании награждение выпускников медалями не предусмотрено. Разработчик документа, которым, кстати, тоже было Минобрнауки, решил, что аттестата с отличием вполне достаточно. Исходя из нового законопроекта, в образовательном ведомстве все же пересмотрели свою позицию и решили, что успехи во внеучебной и учебной деятельности должны поощряться.

Также в Минобрнауки предлагают вернуть льготу медалистам – преимущественное зачисление в ВУЗ. На деле это будет выглядеть так. Если несколько человек при поступлении наберут одинаковое количество баллов, то в первую очередь зачислят в ВУЗ абитуриента с медалью.

Медали – да! Льготам – нет!

Мотивация возврата медалей очевидна — повышение престижа учебы. С этой точкой зрения соглашаются и представители образовательного сообщества.

Так Дмитрий Ливанов, глава Минобрнауки, считает, что медали нужно выдавать. Это «хорошая традиция», которая должна быть закреплена законодательно. Его точку зрения разделяет Ирина Абанкина, директор Института развития образования. Она отметила, что практика поощрения учебных достижений есть во всем мире. Андрей Демидов, сопредседатель межрегионального фонда учителей, тоже положительно относится к предложению Минобрнауки. По его мнению, вручение медалей и предоставление льгот – это «хороший стимул» для учащихся. Однако при этом нужно исключить фальсификацию успеваемости учащихся и тщательно проверять медалистов.

Если медаль возвращать, то в законодательном документе должно быть четко прописаны критерии поощрения учащихся, а не стоять абстрактные определения «инновационная работа» или «общественная деятельность». А вот с тем, что медалистам нужно возвращать льготы согласны не все.

Так Александр Адамский (является научным руководителем института проблем образовательной политики «Эврика») считает предоставление преференций излишними. Он отметил, что с введением дополнительных льгот появятся и те, кто захочет предпринять какие-то нечестные действия и повлиять на ситуацию.

Екатерина Сибирцева, директор гимназии №9 в Екатеринбурге, также против льгот. По её мнению медаль свидетельствует о том, что ученик трудился усердно и терпеливо. Победители олимпиад, как правило, учатся лучше медалистов. К тому же к действующим правилам приёма «уже все привыкли» и нужды изменять их нет.

Из истории

На территории России награждение медалями за успехи в учебной деятельности было введено около двухсот лет назад. Тогда медаль носила сугубо поощрительный характер и никаких преференций при зачислении в высшие учебные заведения её собственнику не давала. После революции 1917 г. медали были отменены. Однако по окончанию Великой Отечественной войны их вновь стали выдавать, а медалисты получили важное преимущество — сдавали один экзамен при поступлении. Если испытание было пройдено «на отлично», то медалиста сразу же зачисляли в  ВУЗ. Постепенно количество медалистов в школах стало увеличиваться. А в начале 2000 гг. медаль вручали практически каждому десятому выпускнику. Со стороны учебных заведений посыпались жалобы: не все обладатели медалей, получающие высшее образование, показывают блестящие результаты. Все чаще стало употребляться понятие «фальшивый отличник». Стало очевидно, что система оценки знаний требовала пересмотра. В 2009 году почти 65-летнее триумфальное шествие золотой медали прекратилось. Отличников уровняли в правах, а единственным подтверждением высокого уровня знаний стал результат, полученный по итогам Единого государственного экзамена. Этот же результат стали учитывать при поступлении. Приоритеты в системе образования изменились, изменилось и отношение к медали – её престиж заметно снизился.