Чиновники Севастополя и Крыма сели за парту – их взялся переучивать РАНХиГС

Игорь Кокин, руководитель рабочей группы РАНХиГС по подготовке кадров госслужащих Крыма, рассказал, что сегодня делается для того, чтобы чиновники Крыма и Севастополя смогли работать по новым российским законам. В настоящее время подписано соглашение, в которым указывается, что переподготовкой крымских чиновников займется РАНХиГС. Наш Вуз был выбран не случайно – он специализирован на подготовке именно государственных и муниципальных служащих. В конце марта весьма представительная делегация академии, которую возглавлял проректор Дмитрий Анатольевич, провела первый обучающий семинар в Симферополе. В настоящее время идет подготовка к семинару для госслужащих в городе Севастополе. Сама переподготовка обусловлена тем, что до недавнего времени (со времен распада СССР) Крым и Севастополь жил по законам Украины, а новые органы власти должны работать по российским законам. Именно поэтому сегодня просто необходимо обучение людей – ведь они долгое время жили и работали в совершенно другой системе. Конечно, базовые нормы конституционного права едины, но есть и много отличий. Для того, чтобы чиновники заработали в правовом поле РФ, необходимо повышение квалификации всех госслужащих.

В России сегодня активно предоставляются государственные и муниципальные услуги, в том числе и в электронной форме. На Украине это отсутствует. В России местному самоуправлению представлены достаточно большие полномочия, а на Украине они значительно урезаны. К тому же Украина – это унитарное государство по конституции, а Россия – федеративное.

Республика Крым и Севастополь получают уникальные полномочия – такие же примерно были у них в начале 90-х, во время автономии. Во время проведения семинаров выяснилось, что у большинства слушателей возникли серьезные проблемы. К примеру, выдача разрешений на строительство и ввод в эксплуатацию объектов строительства осуществляют центральные органы власти. В России эти вопросы решают органы самоуправления. То есть в Крыму нет специалистов, которые бы смогли выполнять эти полномочия. Нужно будет кардинально перестроить работу чиновников в этом направлении. На Украине сегодня есть две власти — государственная администрация и местное самоуправление, и они друг с другом взаимодействуют. В России же эти органы власти работают, выполняя различные функции, то есть каждая занимается своими вопросами.

Сейчас решается вопрос, что делать с государственными администрациями в районах и городах Крыма, которые существуют. Они должны будут войти в создаваемые структуры органов самоуправления, но нужно будет перестроить работу сознания. На Украине же государственная собственность единая. Необходимо будет разграничить имущество на федеральное, региональное и местное. Понятно, что имущество в Крыму принадлежит народу, но вопрос о разграничении имущественных прав встанет остро — сейчас или позже, но он возникнет обязательно.

На самом первом семинаре мы попытались ввести слушателей в базовые основы правового государственного устройства РФ. Рассказывали о Конституции России, о полномочиях органов субъектах Федерации, местных органах самоуправления и федеральных органах. Для слушателей это была совершенно новая информация, и они воспринимали её с большим вниманием. Рассказывали об основах государственной службы, о том, что обязаны знать госслужащие, какие к ним требования и ограничения, права и обязанности. Механизмы поступления на службу, социальные гарантии и многое другое – все это вызвало неподдельный интерес у слушателей. Рассказывалось также о полномочиях муниципалитета в части судебной системы, об антикоррупционном законодательстве.

В перспективе семинары по вопросам бюджетного законодательства, уголовного и административного законодательства. В Крыму сегодня насчитывается около 8000 госслужащих, а в Севастополе около 3000. Всех их планируется обучить на местах, в основном в Севастополе и в Симферополе. Еще в муниципалитетах Крыма работают около 4000 человек – с ними также нужно будет провести семинары.

Сейчас на министерство труда и соцразвития возложена компетенция в части обучения, идет согласование графика и механизмов обучения. Планируется, что в ближайшие три месяца будет проводиться базовое обучения всех госслужащих Крыма и Севастополя. График довольно плотный — обучение планируется проводить еженедельно. Это будет не дистанционное обучение, а живые онлайн семинары.  Это будут 2-3 дневные семинары с отрывом от работы, что позволит не сильно отрывать работников от службы. Будем проводить обучение небольшими потоками по 250-300 человек. После обучения слушатели получат документ, что они прошли переподготовку, на основании которого их могут зачислить на госслужбу.

Что касается переподготовки военнослужащих – это в компетенции Министерства обороны РФ. Они хоть и относятся к госслужащим, но их подготовка очень сильно отличается. Обучение специалистов Крыма – это не одноразовое мероприятие, это лишь начало длинного пути. Вообще сам процесс вхождения в российскую законодательную базу займет где-то от двух до трех лет. Академии предстоит большая работа. Сегодня основная нагрузка легла на Институт подготовки кадров государственного и муниципального управления РАНХиГС, но в будущем будут задействованы и другие подразделения. В планах специализация и обучение по различным программам – работы хватит для всех. Сегодня мы решаем достаточно уникальную ситуацию — есть субъект Федерации, но нет Конституции. Единственный легитимные органы сегодня — Совет министров и Верховный совет. Органы власти будут формироваться на трех уровнях – на муниципальном, региональном и федеральном. Как только эти органы власти будут созданы и в них будут приняты служащие, которых мы обучим, встанет вопрос о специальной подготовке по различным направления и программам. Как видите, вопросов и проблем много, но все они вполне решаемы – у нас есть для этого и кадры, и опыт.