Как может помочь осознанная практика в работе и дистанционном образовании?

Обычно те, чья деятельность связана с музыкой или спортом, считают практику обычным явлением – ведь без этого их профессиональные качества в один прекрасный день могут сойти на нет.

А вот в большинстве компаний вся работа построена так, что принципы построения осознанной практики максимально разрушаются, и достаточно эффективно. В 80% организаций деятельность осуществляется по заранее намеченным шаблонным элементам.

Самый первый элемент – это организация работы

Самая распространенная организация работы на предприятии — сотрудник получает задание от руководителя, выполняет его и получает определенный результат. Такая схема нацелена на выполнение задания и получение за это материального вознаграждения, но не развивает способности у сотрудников. А между тем осознанная  практика подразумевает постоянный поиск новых решений и улучшение самых слабых элементов в работе. Но такой подход опасен подводными камнями в виде ошибок, фатальных для бизнеса, и именно поэтому очень многие пользуются только проверенными способами и методами. Такие методы считаются надежными, но одновременно исключают саморазвитие.

Второй элемент – организация обратной связи

Обратная связь осмысленной практики очень необходима, но в большинстве своем в компании практикуют лишь её пародию. Например, годовые и текущие отчеты – они чаще всего нужны только для налоговой. Их никто не анализирует и не применяет на практике. К тому же все данные, пока их готовят, уже устаревают. Поэтому выводы, сделанные на основе такого анализа, могут привести к отрицательным результатам.

Третий элемент – повышение квалификации

Самое передовое дистанционное обучение, если оно навязано сверху, может дать противоположный эффект. Положительный эффект можно ожидать только в том случае, если работодатель опирается на мнение работника об уровне
собственных знаний в той или иной области. Но в массе своей именно руководство в компании определяет, какие курсы повышения квалификации должны пройти сотрудники.  К тому же, например, в строительстве, по закону нужно раз в пять  лет проходить повышение квалификации. Так что все равно специалисту придется пройти те курсы, которые  нужны по законодательству.

Те компании, которые игнорируют осмысленную практику как способ повышения производительности, оказывают себе «медвежью» услугу. И наоборот те организации, которые успешно внедряют такие элементы осмысленной практики, как, например, коучинг и менторство, смогут быстро обойти своих конкурентов. В таких компаниях сами работники выбирают себе курсы для развития своих профессиональных навыков, а это значит, что деньги на дистанционное образование будут потрачены не зря.

А что делать тем, кто не работает в компаниях, которые осмысленную практику не считают необходимостью? В таком случае можно включить метод саморегуляции, и использовать его прямо на работе. Такой метод включает в себя три элемента – его же используют в процессе дистанционного образования.

1) Постановка цели перед обучением

То есть нужно поставить перед собой  цель, и стремиться к её достижению. Малоуспешные люди с головой уходят в учебу, не ставя перед собой цель – зачем мне это все надо?  Если цель поставлена, то нужно тщательно продумать, при каких условиях её можно достичь. Так же и с обучением. Основной целью должно быть не получение корочек, а что вы сможете достичь при получении определенных знаний. То есть вы должны развить в себе нестандартный подход к решению проблем и раскрыть в себе невыявленные личностные ресурсы.

2) В процессе обучения вы должны использовать самонаблюдение – это необходимый для успеха навык саморегуляции. Для лучшей адаптации в быстроменяющихся условиях успешные люди используют метасознание, то есть мониторинг собственных мыслей.

3) После проделанной работы необходима обратная связь – только тогда осмысленная практика не превратится в бесполезное занятие. Необходимо после занятий оценить, что же получилось, а над чем еще нужно поработать. И сделать это нужно детально и вдумчиво, взяв за образец предыдущие собственные успехи. Ведь слишком завышенные требования могут снизить вашу оценку, а заниженные требования могут стать тормозом для вашего дальнейшего развития.

После анализа проделанной работы и полученных результатов в процессе обучения перед вами встанет выбор – что делать с этим багажом полученных знаний и навыков дальше