Дистанционное образование: тенденции развития в России и за рубежом

Последняя тенденция – мировое и российское сообщество стали больше внимания уделять такой форме подготовки как дистанционное образование. И если за рубежом это направление стремительно «идет вперед», то в России сделан только первый шаг.

 

Как у них? И есть ли результат?

Уровень развития дистанционного образования за рубежом гораздо выше российского. И это общеизвестный факт. Теперь западные страны и Америка взяли курс на развитие онлайновых курсов обучения. Особо популярны онл курсы МООС. Специфика курсов: свободный доступ и бесплатное дистанционное обучение. С 2010 г. на образовательных платформах, активно продвигающих онлайн курсы, было зарегистрировано более миллиарда пользователей. И если первоначально зарубежные коллеги радовались такой популярности, то теперь чувство эйфории сменили конкретные факты. А факты таковы:

Примерно 10% слушателей бесплатных онлайновых курсов оканчивают их. На этот показатель влияет сложность выбранного курса, объем дополнительных заданий. Статистика показывает, что чем сложнее курс, тем меньшее количество заканчивает его;

Около 50% прослушивают только одну лекцию из выбранного курса. Этот факт объясняется тем, что на образовательных платформах нет ограничения по количеству выбранных курсов. Проще говоря, можно записать на 10, а обучение проходить только по двум понравившимся.

Причины низкой эффективности специалисты видят также в отсутствии «живого» общения с преподавателем. Вторая причина в том, что курсы легко начать и также легко бросить. Сдерживающими факторами развития являются:

языковой барьер – обучение предполагает знание английского языка;

осторожное отношение работодателей к дипломам об окончании онлайновых МООС-курсов.

Пока создателям МООС не удалось достичь намеченных планов. Они стремились к тому, чтобы в первую очередь дистанционное образование стало доступно людям так называемых стран «третьего мира». Между тем статистические данные показывают, что основная категория слушателей, это люди которые уже имею высшее или среднее специальное образование.

Эксперты отмечают, что онлайн курсы, конечно же, не могут заменить классическое образование, но перспективы у нового направления есть.

Дистанционное образование в России — много барьеров

Официальный старт в России дистанционное образование получило в 2012 году, когда на законодательном уровне было закреплено понятие «электронное обучение». Между тем не всегда официальное «ДА» позволяет на практике реализовать намеченные планы.

Да! У нас есть ВУЗы, которые предлагают получить высшее или второе высшее образование дистанционно по юридическим, гуманитарным, экономическим специальностям.

Да! Мы используем дистанционные технологии в школьном и вузовском обучении.Да!

Но главное препятствие – большое количество административных барьеров и несовершенство, а правильнее сказать отсутствие, нормативной базы, регулирующей дистанционное образование. Поэтому становление дистанционного образования в России идет не системным, а случайным образом: нет единых подходов, определяющих его развитие.

Между тем нельзя сказать, что государство совсем бездействует. В Минобрнауки отдельные рабочие группы занимаются разработкой стандартов электронного образования, проводятся заседания, посвященные этой теме. Но в большей части работа направлена на снятие административных барьеров, которые стоят на пути у дистанционного образования (ДО).

Онлайновые курсы – начало пути

Онлайновые курсы, так популярные в Европе и Америке, в нашей стране только начинают свой путь. В большей части создаются на базе отдельных кафедр наших университетов и являются автономными, то есть пользуются ими только студенты конкретных ВУЗов. Создание совместного образовательного процесса основанного на межвузовском взаимодействии  — это скорее работа на перспективу. Пока российское ДО недостаточно мобильно.

Актуальный вопрос – наличие качественного контента для русских онлайновых курсов. Подготовкой текстовой части курсов должны заниматься специалисты по дистанционному образованию: важно, чтобы сложный материал был изложен на доступном уровне. Преподавательского опыта для этого не всегда достаточно.

Эксперты отмечают, что хорошие лекции и семинары – не всегда оправдывают себя. Внимание следует уделить и практической составляющей. Внедрение виртуальных лабораторий в практику электронного обучения на территории России – это далекая перспектива.

В России уже появились собственные онлайновые образовательные площадки. Один их них — «Универсариум» — только начал свою работу три месяца назад и находится на этапе становления. Некоторые курсы образовательной площадки уже работают, поэтому желающие проверить возможности дистанционного обучения, могут пройти регистрацию и стать слушателем курсов.

Тем же, кто заинтересован в получении полноценного высшего образования дистанционно следует присмотреться к Евразийскому открытому институту, Институту Мировой экономики и информатизации, и другим ВУЗам, зарекомендовавшим себя в этой сфере.