Совет по вопросам образования и науки «откроет второе дыхание» закону об образовании

В Государственной Думе решили «активизировать» те положения Закона «Об образовании РФ», которые пока не реализуются либо реализуются, но не в полной мере. Помочь в этом должен Совет по вопросам образования и науки, который будет работать при председателе Государственной Думы.

В минувшую пятницу состоялось первое совещание Совета по вопросам образования и науки, центральной темой которого стала тема законодательного регулирования сферы образования и науки. Сергей Нарышкин, спикер нижней палаты российского парламента, обратил внимание, что, не смотря на  нововведения в системе высшего образования,  двадцатилетний период реформирования школьного образования, так и не найден компромисс в обществе. Продолжается процесс обесценивания не только образования, но и всех ценностей, которые с ним связаны. Очень важно, чтобы принятый закон «Об образовании РФ» работал. А для этого важно оценить эффективность отдельных положений нормативного акта, так и проанализировать причины того, почему некоторые нормы закона «пробуксовывают». По его мнению, деятельность Совета по вопросам образования и науки поможет справиться с данными проблемами.

В ходе совещания было отмечено, что работа над законом «Об образовании РФ, вступившим в силу только в 1 сентября 2013 года, была сложная. Но, как отметил Вячеслав Никонов, председатель комитета по образованию, серьезных замечаний к  законодательному документу не было. А это значит, что закон работает. Однако есть ряд положений в законе, которые по определенным причинам все ещё не реализуются в полном объеме.

Вячеслав Никонов заметил, что по некоторым «проблемным» направлениям работа уже ведется:

  • Приняты поправки о предоставлении льгот при поступлении на программы  бакалавриата и специалитета детям-сиротам, и детям, которые остались без попечения родителей.
  • Решается вопрос с расчетом платы за проживание в студенческих общежитиях.
  • Прорабатывается инициатива, реализация которой позволит студентам образовательных учреждений бесплатно посещать музеи.
  • Ведется работа над проектом законодательного документа, который определит требования к одежде учащихся школ.

В ходе совещания обсуждался вопрос о реализации  положений, которые  Владимир Путин озвучил в Послании президента РФ Федеральному собранию. Участники совещания отметили результаты по каждому из пунктов.

В частности, одна из задач касалась оплаты за проживание в студенческих  общежитиях.  В профильном комитете отметили, что уже, возможно, в апреле поправки будут приняты. Второй вопрос – введение сочинения по русскому языку в выпускных классах, результаты которого должны учитываться при поступлении. Вячеслав Никонов выразил мнение, что  сочинение может стать частью портфолио учащихся, в которое также должны входить другие достижения: победы на олимпиадах, медали и т.п. Но при этом он считает, что для реализации данной задачи необходимо принятие политического решения, направленного на поддержку  предложенного президентом подхода по учету результатов сочинений.

Третья важная задача – развитие такого направления обучения как дистанционное образование, которое должно быть ориентировано на российских граждан, проживающих за пределами России, но желающих учиться в отечественных ВУЗах. Было отмечено, что законодательные акты будут разработаны после того, как профессиональное сообщество обсудит данную проблему.

Между тем Виктор Садовничий, ректор МГУ, обратил внимание присутствующих, что затягивать с принятием нормативных документов для системы дистанционного образования нельзя. По его мнению, промедление скажется на конкурентоспособности  российского образования. Также ректор МГУ предложил развивать взаимодействие  образовательных учреждений страны на сетевом уровне.

В свою очередь Дмитрий Ливанов, министр Минобрнауки, выступил с инициативой о разработке нового закона о науке. По его мнению, в действующий нормативный акт и так внесено много поправок. Необходимо проработать опыт зарубежных стран в этом направлении и проанализировать закон о науке, чтобы выяснить, что остается за рамками действующего документа, а что требует дополнительного регулирования.