Международный рейтинг со штаб-квартирой в России — будет ли он создан по предложению ректоров?

Ведущим российским вузам были выделены 35 миллиардов рублей на повышение конкурентоспособности. Но почему-то российским вузам до сих пор достаточно сложно попасть на первые позиции международных рейтингов. Так дошли ли до вузов эти деньги и как они распределялись? Кто ответит на этот вопрос?

На «Совете экспертов» в «Российской газете» были поставлены эти и другие вопросы ректорами ведущих вузов России и другими участниками совета.

Замминистра науки и образования Александр Климов ответил на часть поставленных вопросов. Он сказал — «Средства распределяются при условии полной прозрачности и отчетности строго по конкурсу — это два ключевых принципа, при выполнении которых распределяются деньги. Причем все вузы, которые желают принять участие в программе и имеют для этого потенциал, смогут принять в ней участие, так как мы еще рассматриваем предложения. Повышение конкурентоспособности развивает систему высшего образования, усиливает роль науки в Вузах, привлекает иностранных студентов и развивает материально-техническую базу наряду с повышением позиций в рейтинге.
На сегодняшний день в России учатся всего два процента иностранных студентов. Конечно, это очень мало, но при повышении престижа образования эта цифра может вырасти».

Ректор физтеха МФТИ (университета, который учувствует в программе) Николай Кудрявцев сообщил, что деньги уже поступили на расчетный счет Вуза. Радует то, что их можно будет потратить в следующем году и субсидию не нужно возвращать обратно в бюджет. Путь наверх будет нелегким, к тому же американские профессора вряд ли будут продвигать российские вузы. Но у рейтингов есть большое преимущество – они подталкивают к международной кооперации, что очень важно и необходимо для ученых, так как они должны общаться.

Ректор МГУ Виктор Садовничий рассказал, что они не участвовали в программе и соответственно никаких денег не получали. Но это было совершенно обдуманное решение, так как руководство МГУ считает, что данные средства лучше отдать тем вузам, которые только начинают свою работу. Нужно помнить в первую очередь о качестве образования, да и желание попасть в рейтинги любой ценой ничего хорошего для образования в себе не несет. Он привел в пример нобелевского лауреата Шекмана, когда тот объявил бойкот ведущим научным журналам из-за того, что они своими действиями вынуждают исследователей заниматься модными изысканиями, забывая о том, что для науки мода не является приоритетом. Он выразил беспокойство, что в погоне за публикацией в иностранных журналах забудут о российских научных изданиях, а этого допустить нельзя.

Виктор Садовничий предложил создать международный рейтинг со штаб-квартирой в России и уделять больше внимания нашим российским научным журналам, делая их более популярными. Нужно начать активнее сотрудничать со странами СНГ и Европой, а сам рейтинг сделать более емким. Рейтинг должен охватывать гораздо больше вопросов, чем сейчас – вот тогда он будет более объективным.

Ректор РУДН Владимир Филиппов полностью согласен с Садовским. В его институте учатся студенты из 147 стран мира, и он прекрасно знает, на что обращают внимание студенты, принимая решение учиться в том или ином Вузе. Здесь принимается во внимание все. Конечно, качество образования и строка в рейтинге тоже не сбрасывается со счетов, но для студентов также важна и образовательная среда – язык преподавания, качество кампусов и безопасность. Причем хорошие кампусы играют не последнюю роль при выборе. Выпускники сдают после окончания Вуза у себя на родине экзамены для получения сертификата – родители при выборе Вуза также обращают на это внимание. Конечно, это не связано с наукой, но однозначно влияет при выборе Вуза.
Виктор Гришин, Ректор РЭУ им. Плеханова, посетовал на недофинансированность российских вузов. Попасть в рейтинговые топы при таком раскладе будет достаточно сложно. Он указал на то, что за рубежом открыты филиалы ведущих университетов, например МГУ, РЭУ им. Плеханова. Им несомненно нужно помочь, ведь они лицо нашего образования за рубежом.

Александр Климов обратил внимание на два университета – МГУ и СПбГУ. Он сообщил, что данные Вузы имеют программу развития, для них выделены дополнительные средства для поддержания Вузов на соответствующем уровне. Другие Вузы также могут подать заявку и при выполнении соответствующих условий им будет гарантирована поддержка государства.

Не нужно забывать и о новых технологиях, таких, как дистанционное обучение.  Это также будет способствовать повышению рейтинга. Повышение качества образования, повышение квалификации и получение в результате высококвалифицированных специалистов во всех отраслях – вот цель, к которой мы должны стремиться.