Профессиональный стандарт педагога выставлен на суд общественности.

Более двух лет Минобрнауки занималось разработкой профессионального стандарта педагога. И вот проект документа появился в широком доступе. Официальный статус, возможно, документ получит с 1 января 2015 года.

По оценкам экспертов далеко не каждый работающий учитель будет соответствовать изложенным в документе требованиям. Так одним из требований документа является владение одним иностранным языком, чтобы вместе со своими учениками педагог мог пользоваться информацией из зарубежных источников. Также он должен уметь организовать учебную деятельность не только с одаренными детьми, но и учащимися, которым показаны программы инклюзивного образования, учащимися, для которых русский не родной язык и др. Кроме этого, он должен на практике применять технологии дистанционного обучения: проводить  уроки дистанционно, организовывать видеоконференции и презентации.

Как отметил глава ведомства Дмитрий Ливанов, стандарт как нормативный документ заработает  с 2015 года. В нем изложены все требования, которые современно общество предъявляет к профессии педагога.

Действительно, профессиональный стандарт педагога – значимая разработка. Однако закономерно встаёт ряд проблем, которые необходимо будет решать. Одна из них — будут ли ныне работающие учителя соответствовать требованиям стандарта. Ведь классическая подготовка педагога базируется на старых программах.

Вторая проблема – инклюзивное обучение и работа с одаренными детьми. Не смотря на то, что практика применения инклюзивного обучения насчитывает около 10 лет, методиками работы с  «особенными» детьми владеют единицы. Это же можно сказать и про работу с одаренными детьми. Как показывает практика, в школе таких педагогов можно, как говориться, «пересчитать по пальцам».

Исак Фрумин, научный руководитель Института развития образования, отметил, что полностью стандарт заработает только через десять лет. Но главная ценность документа в том, что он заставляет общество задуматься над вопросом, какой учитель ему нужен. Сложность реализации нормативного акта понимают и в Министерстве образования.

Как будет работать стандарт? Документ может применяться при приеме специалиста на работу, для оценки результатов школы и при прохождении аттестации учителем. О том выполняется ли стандарт, можно будет судить по количеству участников олимпиад, если будет оценивать работа с одаренными и талантливыми детьми. О результатах работы с детьми с особенностями будет свидетельствовать динамика каждого такого ребенка.

Как и любую новацию, профессиональный стандарт педагога ждет долгий переходный период. Поэтому у работающих учителей есть время для  самосовершенствования. Ну а будущим педагогам предстоит сгрызть не один гранит тяжелой «учительской» науки, чтобы соответствовать всем пунктам стандарта.