Высшее профессиональное образование: развитие с оглядкой.

«Гарантия качества профессионального образования» – под таким названием прошел форум, в ходе которого участниками были сделаны неутешительные выводы о состоянии системы высшего образования. Проблему нужно решать. Но как?

учебный годНеобходимость того, что  система высшего профессионального образования нуждается в совершенствовании,  доказывает исследование, инициатором которого выступил Институт образования НИУ ВШЭ. Результаты «Эволюции российского образования» показали, что  в 1939 году было заложено  материнское ядро отечественной системы высшего образования, то есть  тогда и были заложены базовые специальности, по которым проводилась подготовка  кадров. Исследователи отметили, что с  90-х гг. существенной динамики развития  в ней не наблюдается, не повлияли на ситуацию и новые федеральные стандарты.

Как отметил Исак Фрумин, научный руководитель НИУ ВШЭ, изменения – это не обязательно смена профессий. Сейчас сложилось мнение, что образование призвано обеспечивать кадрами нужных специальностей экономику страны. Это хорошо для плановой экономики. Но мир меняется, и человек вместе с ним. То, что соответствовало стандартам сегодня, завтра может и не понадобиться. По мнению Фрумина, предназначение высшего профессионального образования – подготовка специалистов, которые будут востребованы в меняющихся условиях.

С данной позицией не согласны в Министерстве образования. Представлял ведомство на форуме замминистра Александр Климов. Позиция  Минобрнауки достаточно конкретна —  готовить нужно специалистов тех профессий, в которых нуждаются  отрасли экономики. В соответствии с ними должна производиться  коррекция квалификации и количественные показатели, т.е. нужно знать, сколько выпускников той или иной профессии понадобиться каждому направлению экономики. Всех представителей высшей школы в министерстве разделили на 3 группы:

  1. Отстающие ВУЗы, которые созданы для формальной работы – образовательному процессу не уделяется должного внимания, получить диплом в них может каждый желающий.
  2. «Космонавты» – институты и университеты, которые способны конкурировать на мировом уровне и пытаются закрепить свои позиции в мировом рейтинге.
  3.  Основная группа – абсолютное большинство образовательных учреждений, которые занимаются подготовкой специалистов для разных сфер экономики.

Замминистра отметил, что в ведомстве понимают необходимость соотносить образовательные стандарты с меняющимися экономическими запросами. В министерстве пришли к выводам, что необходимо развивать дистанционное обучение.

Владимир Княгин, директор  Центра стратегических разработок «Северо-Запад», отметил, что изменения в высшей школе должны происходить с учетом передовых производственных технологий и технологизации самой образовательной деятельности. В свою очередь Дмитрий Песков, представитель агентства стратегических инициатив, заявил, что внедрение профстандартов влечет за собой  изменение образовательных стандартов. Но  в России уже был неудачный опыт применения  образовательных стандартов. Новая попытка – это только истраченное время. По мнению эксперта, образовательная система не может изменить  саму себя, но и государство сегодня, чтобы исправить ситуацию использует такие меры, которые «устарели», или которые прошли этап становления в мировом сообществе. В качестве примера приводит необходимость развития  дистанционного образования, о котором  велись разговоры еще в 90-х гг. И это в ситуации, когда возможности он-лайн обучения  уже давно оценили и  активно используют в мировом сообществе.