Повысить проходной балл – повысить уровень знаний специалистов.

  По предварительным данным к 2020 году в России каждый второй работающий гражданин будет иметь диплом о высшем образовании, а сравнительно недавно было 25% дипломированных специалистов. Такая тенденция, по мнению социологов, приведет к тому, что количество неграмотных специалистов станет огромным, отсюда будут возникать проблемы, связанные с некомпетентностью работников. В связи с этим руководитель департамента образования Москвы Исаак Калина предложил начать борьбу с так называемыми «средничками» путем повышения проходного балла. Планируется, что студент должен будет набрать не менее 200 баллов по трем предметам. Повышение уровня грамотности будущих специалистов – дело, конечно, полезное, но не являются ли такие требования излишне завышенными? Вопрос сложный и неоднозначный. Свое мнение по данной проблеме в интервью корреспонденту «Российской газеты» высказал проректор Московского института открытого образования, руководитель Московского центра непрерывного математического образования Ященко Иван Валерьевич. Это внесло какую-то ясность по данному вопросу.

  Ященко привел интересный факт. Недавно Федеральный институт педагогических измерений задал вузам вопрос, какой минимальный балл ЕГЭ должен иметь ребенок для успешного продолжения образования по той или иной специальности в вузе. Как оказалось, по математике, например, необходимо набрать 63 балла. Уровень сложности заданий не самый высокий, но преодолели порог всего 17% сдававших в прошлом году. В хороших вузах слабеньких, конечно, не держат, но все-таки подавляющее большинство учебных заведений крепко держатся за студентов и с низким уровнем знаний, ведь от этого зависит сохранность вуза. Чем меньше студентов, тем меньше нагрузка преподавателей, а, соответственно, и зарплата, а риск сокращения возрастает. Поэтому каждый год основная часть выпускников не готова к работе по своей специальности, их уровень знаний слишком низок.

   Если ученик хочет учиться, то любая школа способна дать уровень знаний, необходимый для поступления в вуз. Иван Валерьевич считает, что для начала минимальный уровень может составлять 190 баллом. Причем абитуриент, который хочет поступить, к примеру, на математическую специальность, может быть зачислен, если по профильному предмету набрал высокий балл, а по русскому значительно меньше. То есть студент должен демонстрировать высокий уровень знаний или по профильному предмету, или в целом.

  Но проходной балл обязательно должен зависеть от вуза. Ведь диплом учебных заведений высокой категории является показателем не только того, что выпускник является специалистом в своей специальности, но и интеллигентный и высококультурный человек.

  Что касается списка неэффективных вузов, Ященко говорит о том, что критерии исследования не могут быть применимы ко всем вузам. Ведь для сельскохозяйственных вузов, к примеру, не так актуальна цитируемость научных работ их преподавателей. Гораздо правильней здесь смотреть на тех, кого принимает вуз, и востребованы ли предлагаемые вузом специальности. В текущем году 200 баллов было набрано почти половиной Московских выпускников, причем этот показатель растет с каждым годом. Это говорит о том, что такой проходной балл вовсе не заоблачно высок, и при желании каждый ученик может подготовиться к сдаче на такой результат. Сейчас после выявления школ, которые «не дотягивают», государству станет понятно, куда вкладывать деньги. А преподаватели, заинтересованные в том, чтобы их вуз держался на плаву, начнут помогать учителям, чтобы те лучше готовили школьников.